Как обманывают нас автомобилистов на газовых заправках

Недавно поставил себе газ на авто, сегодня заправлялся на заправке до "полного". И в мой баллон 54 литра влезло 55 литров газа. Я выразил свое недоумение заправщику, сказал что платить не буду за лишнее, попросил директора. Попререкавшись 5 минут заправщик кому то позвонил и сказал ок, плати токо за 50 литров. 100 рублей, которые походу хотели у меня своровать я отстоял. Задался вопросом "какого хрена" и что в дальнейшем делать, нашел хорошую статью на драйве2 ру.

Основные методы обмана на газовых заправках


Как обманывают на бензиновых заправках все знают.И противоядие мошенникам с АЗС тоже знают.Но вот как противостоять мошенничеству на газовых заправках? Ниже описано несколько самых ходовых методов "недолива" газа.


Прежде всего немного науки.


Компонентный состав сжиженного газа регламентируется техническими нормами ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия» и ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». Первый стандарт описывает состав сжиженного газа, используемом в автомобильном транспорте. Зимой предписывается применять сжиженный газ марки ПА (пропан автомобильный), содержащий 85±10% пропана, летом***8201;- ПБА (пропан-бутан автомобильный), содержащий 50±10% пропана, бутан и не более 6% непредельных углеводородов.

ГОСТ 20448-90 имеет более широкие допуски на содержание компонентов, в том числе вредных с точки зрения воздействия на газовую аппаратуру (например, серу и ее соединения, непредельные углеводороды и т.д.). По этим техническим условиям газовое топливо поступает двух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).


Марка газа ПБА допускается к применению во всех климатических районах при температуре окружающего воздуха не ниже -20°С. Марка ПА используется в зимний период в тех климатических районах, где температура воздуха опускается ниже -20°С (рекомендуемый интервал — -25…-20°С). В весенний период времени для полной выработки запасов сжиженного газа марки ПА допускается его применение при температуре до 10°С.Смешивание газов в выгодных владельцу заправки пропорциях и в соотношениях по цене, т. е. замена более дорогого газа на более дешёвый это основной источник дохода администрации на уровне корпорации или крупного оптовика или владельца сети заправок по договорённости с производителем (изготовителем) газовой смеси.


Остальные методы это так сказать местного "разлива-недолива".Это методы внедряемые нижним и средним звеном работников заправок.



1. Тарировка заправочной колонки


Стараюсь заправляться в пустой баллон ДО ПОЛНОГО (к заправке тянусь на парах или уже на бензусе). Это дает возможность хоть приблизительно оценить точность тарировки колонки. В моем случае исправный баллон 40л, знаю, что залить могут максимум 85 %, т.е. 34 л, ну +/-5% итого 32…36 л. Часто вижу 38 л, с такими как правило не спорю — воруют в меру.

Если больше 38 и у меня есть время и надхнення плачу за 34л и развлекаюсь (о "умных" словах, используемых в развлечении- чуть позже)… Разница в литраже реальном и на табло колонки появляется из за соответствующей тарировки колонки. Во всех пропановых колонках расходомер механический, а счетчик электронный. Во время тарировки происходит присваивание единице (литру) электронного счетчика некоего объема проходящего через расходомер. Тарировка в минус самый частый способ жульничества.



2. Модифицированные "кулибинами" заправочные колонки


Кроме того, при заправке до полного на нормальных заправках КОЛОНКА ДАЕТ СТОП САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если в конце заправки скорость залива существенно снижается, но при этом не меняет темпа, колонка не останавливает заправку самостоятельно, а заправщик подождав начинает тянуться к кнопке стопа — нежно перехватываю руку заправщика и глядя ему в глаза доверительно прошу "…пусть льется до полного, мне далеко ехать…". На короткое время бдительность заправщика таким маневром можно сбить. Как правило на 46 — 47 литре заправщики начинают нервничать, и пробиваться к кнопке стопа. Но этих лишних литров сверх объема моего баллона достаточно для мотивированного отказа платить. Отсутствие стопа — результат "усовершенствования" гидравлики колонки (в редких случаях электроники). В таких колонках пароотделитель переставляют ПОСЛЕ расходомера. Расходомер насчитывает Вам и объем газа, который идет в баллон Вашего авто и объем паров, которые… возвращаются назад в бочку заправки. Как только баллон авто залит по самое немогу, жидкая фаза идущая на колонку начинает возвращаться в бочку заправки через пароотделитель. Эта перестановка пароотделителя и творит такие чудеса с заправленными объемами.



3. "Газировка"

Самый "элегантный" и редкий случай жульничества на заправках — заправка "газировкой".


К заправочному пропановому модулю подключают бытовой метановый баллон. В нормальном состоянии пропан-бутан дает единичные очень крупные паровые пузыри. После впрыска метана из баллона, пропан-бутан становится похожим на газированную воду из только открытой бутылки. Такой эффект с газом длится от полу часа до полтора часов. Заправка таким газом проходит в штатном режиме, литраж в норме, только вот пробег у Вас будет минимум на 30% меньше. Отследить такое дело можно только по давлению на манометре заправочной емкости. Если там больше 11и атмосфер летом, а тем более зимой, то скорее всего Вы стали свидетелем того редкого случая работы "думающих не стандартно" заправщиков. Если по близости с заправочным пропановым модулем Вы увидите МЕТАНОВЫЕ баллоны обязательно поинтересуйтесь давлением в бочке.



4. Умные слова


Никогда не спорте с заправщиками — только попортите себе нервы, ни в коем случае не дайте им втянуть себя в спор. Ведите себя максимально корректно и сразу настаивайте на разговоре С ХОЗЯИНОМ заправки.


Не старшим заправщиком, не главным инженером, который случайно оказался на этой заправке, только с хозяином. Объясню почему. Опять же из моей практики сформировалась статистика: 40% случаев жульничества на заправках — дело рук заправщиков, 50% — наемного руководства(опять же в сговоре с заправщиками) и только 10% — целенаправленная "бизнесполитика" хозяев.


По моей статистике(приблизительной, я не претендую на точность) порядочных заправок всего около 40%! Если заправщики отказываются набирать хозяина, настаивайте на своем, пригрозите вызвать милицию, которая сама вызовет сюда хозяина.


Наверняка, хозяин заправки в разговоре сразу попробует Вас оценить. Закинет удочку со сказками о давлении и коэффициентах газа. Чтоб не говорили, знайте и уверенно ответьте на это: рабочее давление пропановой заправки — 9…12 атмосфер, ВСЕ предохранительные клапаны — 16 атмосфер. Этого давления НЕДОСТАТОЧНО для сжатия жидкого газа! Коэффициенты в Вашем случае не имеют к объему никакого отношения. Просто 1 л заправленного газа может весить 520 гр, а может и 560 гр. Вы покупаете газ в ЛИТРАХ, не зависимо от его веса. Обязательно выскажите свои сомнения в правильности тарировки (сам термин — тарировка даст понять хозяину, что Вы в курсе ньюансов его бизнеса). Дальше, как правило, находится компромис. Если нет, то предложите хозяину вызывать комитет по защите прав потребителей для того, чтоб он рассудил кто из вас прав…



5. Отсекатель


Думаю всем известно понятие "отсекатель" — т.е. клапан, который на ГБО при полном баке блокирует процесс налива.


Возможно на собственном авто или где-то еще вам приходилось слышать "потрескивание", или "постукивание", или "жужание" клапана в конце заправки.


Выяснился вот такой вот факт — когда тарахтит неисправный отсекатель — т.е. происходит его постоянное открытие/закрытие, процесс заправки переходит в импульсный режим вместо постоянного потока газа, он то льется, то останавливается на секунду, нагнетая давление, опять продавливает клапан и так по кругу.


Так вот — во всех колонках счетчик налива представлен очень сложной турбинкой, которая считает поток. Точность налива с такой турбинкой +/- 0,01 л. Но когда из-за неисправного грохочушего отсекателя налив то стартует, то останавливается на мгновение инерция турбинки, равная 0,01 умножается на к-во этих щелчков отсекателя, или как их еще назвать хз…


В общем получается так, что клиент сам себя наказывает, качая машину под грохот отсекателя, или просто не обращая внимания на его неисправность, т.е. "дурит" счетчик колонки не в свою пользу, а в нашу. При этом этого абсолютно не нужно, т.к. виновными становятся заправщики


Заправщикам дана инструкция предлагать отключать заправку клиентам, когда отсекатель начнет тарахтеть. Клиент может конечно настоять и на дальнейшей заправке, но точность налива будет нарушена.

ВСем добра и не бойтесь бороться за свои права!

12
Автор поста оценил этот комментарий
Обязательно выскажите свои сомнения в правильности тарировки (сам термин — тарировка даст понять хозяину, что Вы в курсе ньюансов его бизнеса)

Можно сделать ход конем! Только въехал на заправку, открываешь окно и орешь заправщику ТАРИРОВКА!!! Должно подействовать как промокод)

5
Автор поста оценил этот комментарий

Сперва - до полного это и есть 85% от допустимого объема. В балон 40л можно залить от силы 34 +/-2л, но это СПБТ 60/40-50/50, а вот когда льют практически один пропан - 85%, то можешь залить и 38-41л. Точно сколько нальют можно узнать зная точное соотношение пропана и бутана.
При том чем больше пропана, тем больше расход топлива машины и ничего не поделать.
Когда 80% бутана и 20% пропана в 40л балон от силы залить можно 32л, при том что расход снижается очень сильно.
Далее - насос способен развить и 18 атмосфер на чистом пропане. Что вам льют можно узнать по манометру на колонке, если он конечно не показывает херь. Нормальное давление 11 атмосфер, но при 80% пропана спокойно доходит до 14 атмосфер.

Расходомер газовой колонки отличается от разходомера бензиновой только совей герметичностью, это такой же поршневой расходомер, который крутит такой же коленвал, который в свою очередь крутит импульсный датчик, который передает инфу на мозги.

Тарировать хренево не могут, все опломбировано после прогона через газовый эталон - тарированый и завереный метрологией расходомер с механическим или электронным счетчиком. Срыв пломбы грозит диким штрафом и закрытием станции.

90% всех наебов на ГАЗС - дело рук заправщиков. Вариантов очень много нагреть клиента на ГАЗС очень много.

Отсекатель может тарахтеть месяц, импульсность не влият на поршневой расходомер, а вот медленый и быстрый дебит влияют из за устройства самого расходомера.

Самый простой способ оценки наебали вас или нет - паспорт топлива в руки и взвесить машину до наполнения и после, далее разделить вес на удельный вес газа и получите литры.

Газировка метаном - бред и бред из за того, что  давление метана 150-200 атмосфер и все оборудование на ГАЗС просто взлетит и разорвется, от труб, до клапанов и шлангов. Конечно можно сказать, что это будет метан из трубы под давлением 10атм, но тыхрен два загонишь его в балон СПБТ, это раз, два - машина не то что не доедет 30%, она сука будет еще радость если с места сдвинется.  Есть куча других гадостей которые можно залить в СПБТ для снижения себестоимости и они в разы дешевле метана, но смешивать их на АЗС нереально.

раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий

Если ты действительно заливает до полного а не на 85% как положено то и ты и заправщик нарушаете требования ГОСТ. Это первое. Второе при заправке до полного в баке не остаётся места для преобразования жидкой фазы в газовую. Может ебануть или баллон или движок. Самая частая причина взрыва баллонов - заправка до полного))). Проектирую, строю, собираю эти заправки уже 7 лет.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
А че там про обычные азс? Как их распознать?)
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

То у тебя 54 л баллон, то 40. Ты уж определись там.

раскрыть ветку