Как начать свой бизнес не увольняясь с работы

У меня уже больше сотни подписчиков — время отвечать на вопросы. Вчера прислали вот такой:
Как начать свой бизнес не увольняясь с работы Бизнес, Сайд-проект, Предпринимательство, Мнение, Опыт, Длиннопост

Это отличный комментарий — если вы такой же нерешительный, как я, вам не захочется бросать работу ради призрачной мечты о своем деле. У меня получилось совместить работу и старт своего дела, пускай и не с первого раза. Поделюсь опытом.


Во-первых, что значит «свое дело»? Для меня это «черная коробка», в которую с одной стороны ты кидаешь деньги, которые поддерживают работу этой коробки, а с другой стороны вылетают бОльшие деньги. Внутри коробки — система, которая приносит людям пользу.


Многим кажется, что свое дело — это обязательно сногсшибательная идея: мобильный геолокационный мессенджер для покупки чистого белья в кредит. Может это и так, но у меня другая парадигма. Посмотрите вокруг — в каждой ли сфере есть хорошие системы, «черные коробки»? Я знаю Макдоналдс, Икеа, Убер. А куда звонить, когда сломался унитаз? Где купить офисные стулья? Кто производит хорошие карты на заказ?


Кроме понимания концепции «черной коробки», важно придумать триггер, когда вы бросите работу. Например, когда прибыль или выручка вашего проекта достигнут уровня текущей зарплаты — звучит здраво.


Если вы стартуете дело без вложений, как это делал я, первое время много работы придется выполнять самому. К этому нельзя привыкать — вы строите систему, на которую будете смотреть со стороны, а не постоянно сидеть в ней как белка в колесе. Хотя если вы, например, мечтаете быть продавцом в своем собственном магазине или лично ездить на вызовы — кто вам может помешать? Каждому свое.


Когда я начинал свое дело, я решил не бросать работу. Это было разумно — многие из моих начинаний закончились ничем, зато я получил опыт. Могу составить небольшую инструкцию:


1. Выберите сферу, которую вы понимаете и любите.


2. Убедитесь, что там есть очевидный спрос. Если это глобусы Луны, я не знаю, как часто людям они нужны. Если это обустройство офисов, я — ваш первый клиент :-)


3. Поймите точку приложения силы. Быстро, качественно, недорого — это ниочем. Если вы ремонтируете унитазы, значит ваш сантехник, например, приезжает через 15 минут после вызова. Или можно сфоткать унитаз на телефон, и он приедет с нужными деталями. Или он всегда идеально чистый и аккуратный. Подумайте, чего вам лично нехватает в этой сфере, но не перемудрите — иногда нужен просто хороший сантехник.


4. Первый и последний раз подумайте о потолке. Где он? Сеть химчисток по всему миру? Или будет сложно выйти даже за пределы города?


5. Подсчитайте экономику проекта на коленке, без сложных бизнес-планов. Сколько клиентов должно быть и с какими чеками, чтобы проект приносил хорошую прибыль. Если цифры сходятся еле-еле, меняйте систему — в реальности появятся непредвиденные расходы и форс-мажоры. Постарайтесь создать гибкую систему, в которой расходы зависят от количества клиентов.


6. Составьте план, зависимый от выручки или количества клиентов. Например: пока у вас один клиент в месяц, вы отдаете всю работу на аутсорс, работаете в ноль, ради опыта и репутации. Когда клиентов 5, берете первого работника, и он ездит на вызовы и зарабатывает себе на зарплату. Когда клиентов 10, вы бросаете работу и погружаетесь в свой проект. Этот план будет вас направлять и мотивировать.


7. Запустите сайт вашего продукта. Не стремитесь к совершенству — просто в интернете должно быть место, где написано что, когда, по чем. Можете поковыряться сами или заказать недорогую разработку. Чтобы проверить жизнеспособность идеи, этого хватит.


8. Начните давать рекомендации. Это шаг, который многие пропускают, а я считаю его основополагающим. Что я имею ввиду: так как вы работаете в сфере, которую знаете и любите, уделите час времени в день на то, чтобы поделиться опытом. Если вы продаете фотоаппараты, давайте советы на форумах, пишите в контакте, заведите аккаунт на Пикабу (только не будьте безымянными, как я), да где угодно! Только без рекламы: сначала отдавайте, потом берите. Со временем вы станете для многих главным экспертом в своем деле. Тогда люди начнут замечать ссылку на ваш сайт в профиле, консультироваться о покупке фототехники и, наконец, начнут покупать! К вам, и вашей маленькой фирме появится отношение, а это невероятно важно.


9. Почувствуйте драйв. Как только появятся первые клиенты, почувствуйте, в какую сторону должен меняться проект, где лично вам нехватает компетенции: в общении с клиентами, с поставщиками, в доставке товара или построении бизнес-процессов. Запланируйте найм первого сотрудника, может быть и удаленного, а может и сдельного, который снимет с вас большую часть головной боли.


Думаю, такого плана вполне достаточно, чтобы «пощупать почву»: не бросая работы, не влезая в долги и не рискуя всем на свете, ради своего дела. Это мой опыт — у вас может быть другое мнение и другой подход, который сработает лучше. Слушайте в первую очередь себя.

Не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях, если тема интересная — подпишитесь на меня, если нет — не забудьте отписаться. Желаю удачи!

18
Автор поста оценил этот комментарий

Занимаетесь пунктом 8 а даннйы момент?

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
На первом пункте завис!!))
14
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитал, напомнило сборник цитат из паблика для "бизнесменов" по сути ничего, одна вода. Напиши хоть, чем занимаешься?

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

5 пункт

Экономика проекта


Умножаем гипотетические расходы на три и делим гипотетическую прибыль на два.

Если пролезаем, то есть смысл заниматся

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Я начинал свое дело тоже параллельно работая на "дядю")
раз уж пошла такая пьянка, запилю-ка я длиннопост по этой же теме, вдруг кому помогут мои советы)

раскрыть ветку