Изюминка в работе с проективными тестами

Двенадцать картин, три предъявления, одна женщина


Как лоцман, видят хорошие психологи подводные мели и своевольные глубоководные течения, а не одни лишь буруны волн и извивы береговой линии реки по имени психотерапия. Видят благодаря владению проективной психодиагностикой, методу исследования бессознательного.


Проективных методик известно немало, среди популярных, - рисунок Дом, Дерево, Человек и Несуществующее животное, среди академически признанных, - Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) и Роршах-тест.


Несомненным достоинством проективной техники является уникальность, "правильных" и "неправильных" ответов в проективном материале не бывает. Несомненным ограничением - уровень квалификации психолога, который интерпретирует материал. Уровень варьирует от убогого через неуверенный к профессиональному и достигает виртуозного.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

Разные люди увидят в одном и том же коротеньком тексте разное: наивный наблюдатель обратит внимание на настроение, которым проникнут рассказ, мастерски владеющий интерпретацией психолог, - на суть. Слова, - вода реки-психотерапии, - в текстах людей почти одни и те же, а вот идеи, - подводные течения, направляющие проективный материал, разные.


Работа, о которой пойдёт речь, рассказывает о том, как менялся внутренний мир пациентки, начавшей занятия с психологом. Три раза она смотрела НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ КАРТИНКИ, однако воспринимала происходящее по-разному до работы с психологом, в процессе работы с психологом и после проработки глубинных проблем с психологом.


Вы можете сами сравнить три тестирования, - правильно говорить test administrations, и сделать свои выводы. На приёме ранний климакс, прекращение месячных в тридцать восемь лет. Расстройство здоровья подтверждено медицинскими обследованиями. Историю болезни пропустим, нам интереснее


История выздоровления


Оксане (имя изменено) тридцать девять, образование высшее, работает дизайнером интерьеров. Состоит во втором браке, бездетна. Мечтает родить любимому мужу ребёнка. 30-часовой семинар по холотропному дыханию, в котором она приняла участие от безысходности, - до приговора врачей психологические методы коррекции психосоматических нарушений не вызывали у Оксаны такого доверия, как медицинские, - запустил процесс изменений, результатом которого стало восстановление овуляции и месячного цикла. Потребовалось на это чуть больше месяца.


Оксана обратилась через три месяца после первого семинара, с жалобами на внутреннее напряжение и навязчивое стремление всё в жизни контролировать, которое, по её мнению, мешало ей забеременеть и родить ребёнка. Она занималась на повторном трёхдневном семинаре по холотропному дыханию и телесно-ориентированной терапии "Соприкосновение" и получала индвидуальные занятия. Спустя месяц занималась на третьем семинаре цикла.


Психологу порой нужно знать больше, чем ему рассказывают, - хорошего психолога отличают единство знания и деяния, помогать человеку методом перебора разных техник удел дилетантов, - поэтому Ирина предложила Оксане пройти психодиагностическое обследование, частью которого был Тематический Апперцептивный Тест.


ТАТ был проведён перед вторым семинаром, через два дня после него, и после третьего семинара.


Я прокомментирую ключевые моменты в некоторых картинах (предъявляется двенадцать, однако обсуждать их все мы не будем).


Отчёт на шестнадцать страниц, который лёг в основу предлагаемого вашему вниманию эссе, работа моей коллеги. Три теста в процессе работы с пациенткой, - её идея и её труд. Настойчивое пожелание опубликовать результаты работы, супервизия материала и написание эссе, - мой вклад.


Картина 1. Популярный сюжет.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

После первого семинара: "Что я хочу сказать по этому поводу. Такое впечатление, что родители мучают музыкой детей. А она им не нужна ни для здоровья, ни для чего… Это как утеха для родителей, того что не было у них, в том, что они себя не реализовали, они заставляют детей. Хотя дети не имеют к этому не желания, не способностей. Мальчик сидит и думает: «Нафига мне это надо?». Но он сядет и будет делать уроки на этой скрипке, потому что он так должен, так хотят родители. В этом возрасте авторитет родителей силен и он должен подчиниться."


После второго семинара: "Первый урок музыки. Мальчика привели к учителю на урок. Учитель начал рассказывать об инструменте и вдруг его кто-то или что-то отвлекло. Он вышел, а мальчик смотрит на эту диковинку и думает: "Как я смогу на этом играть?" Но вернётся учитель и урок продолжится."


После третьего семинара: "Идет занятие по музыке. Во время небольшого перерыва мальчик задумался о завтрашнем выступлении на концерте. Он немного волнуется перед своим первым выступлением. Но его ждет неизбежный успех и аплодисменты. И это будет только начало его блестящего пути музыканта."


Обратите внимание, скрипка - символическая репрезентация тела. В процессе терапии отношение меняется: от неприятия к любопытству, от любопытства к овладению.


Картина 2. Популярный сюжет.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

После первого семинара: "Девушка приехала в село. Как в кино с Тихоновым. Песня там была «А я люблю женатого», по моему, «Дело было в Пенькове». И она такая же чужая среди всего окружения, среди сельских жителей. Остальные в своей естественной среде, заняты своим делом. А она в своих мыслях, сама в себе. Точно как сельская учительница, направленная из города после института. Не знаю, долго ли она там задержится, т.к. это все не ее и скорее всего она вернется в город."


После второго семинара: "Весна. Девушка - сельская учительница идет по селу, с интересом наблюдая за сельской жизнью. Мужчина занимается посевом на огороде. Женщина оперлась о дерево передохнуть на минуточку. И дальше пойдет помогать мужчине на огороде."


После третьего семинара: "Возвращаясь домой девушка зашла к мужу, занятому работой на участке вместе со своей матерью. Она спросила, что им приготовить на ужин. Ей хочется побаловать его чем–то вкусненьким после тяжелой работы. Заглядывается на его широкую, мускулистую, загорелую спину и думает как вечером, возможно, у него хватит сил и на нее."


Обратите внимание на переживание "исключённого третьего". От психологических защит по типу изоляции к заинтересованному наблюдению за посевом (!) и паре с мужчиной.


Картина 17 ВМ. Популярный сюжет.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

После первого семинара: "Акробат в цирке. Которые лазят вверх по канату и прыгают?... О! Канатоходцы. Как у них называется тренировка? Нет, репетиция."


После второго семинара: "Цирковой воздушный акробат на репетиции. Лезет по канату вверх, чтобы отработать какой-то номер. Кто-то окликнул его и он перенёс всё своё внимание с каната на человека, который позвал его."


После третьего семинара: "Воздушный акробат пришел на репетицию. Он лезет по канату вверх, ощущая как напрягается его мускулистое тренированное тело. Это же видит и девушка из его акробатической группы. Она заинтересованно наблюдает за ним. А он, заметив ее интерес к нему старается произвести на нее впечатление. После репетиции он пригласит ее на свидание."


Обратите внимание на смену приоритетов во внутреннем мире. Упор на деятельность сменяется готовностью вступать во взаимодействие с другими людьми, а затем - эмоциональной заинтересованностью в отношениях пары.


Upd 2016 года. В статьях о психологии отношений читателям наверняка встречалось слово "интроект". Ни потрогать, ни понюхать, ни попробовать на зуб интроект нельзя. Однако с помощью проективных тестов можно увидеть, как интроект (представление о чём-либо) меняется. Как любой специалист, превосходно знающий, что именно трудно и ценно в его работе, психолог обращает внимание на самую изюминку всего дела  - на изменения, которые произошли во внутреннем мире клиента за время психотерапии.


В фильмах про гипнотизёров изменение происходит драматически-внезапно. Взгляд! Приказ властным голосом! Исцелён! В реальности изменения происходят не столь кинематографично. Новое в поведении появляется обычно незаметно для самого человека за несколько месяцев и вырастает из нового отношения к другим и к самому себе. Проективные тесты позволяют уловить это изменение и наглядно увидеть, что в психотерапии уже "проработано", а что ещё не сдвинулось с места. Вот за это я проективные тесты и люблю.


Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Извиняюсь за беспокойство. Есть тема, в которой нужна помощь психологов, посоветовали вас. Может поделитесь своим профессиональным мнением? http://pikabu.ru/story/semeynyiy_krizis_4532816

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Как интересно. Читала тексты этой женщины, и прям прониклась изменениями!)
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Мне интересно, насколько на человека при прохождении проективных тестов влияет знание или догадка о "нормативных" ответах?

Насколько показания:) , истории, меняются из-за подстройки под ожидания психолога, или понимания интерпретаций?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

еще бы уметь определять компетенцию того психолога))

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Зацеплюсь за несуществующее животное. Двуглавых орлов рисовали?
раскрыть ветку