Попросили меня сделать древнеримский нож. Не пугио- кинжал легионера ,а простой хозяйственно-бытовой, хлебушка чем порезать. Окинув глазом мастерскую, нашел искомое.. старый ржавый напильник. Прикинул -на 2 ножа должно хватить.
Первым делом разжег горн. В нем накалил напильник до ярко-красного цвета, с высокоуглеродистой сталью нельзя работать если она сильно остыла, это создаст проблемы в будущем.
На роге наковальни предал нужную форму заготовке.
В отличии от хрупкого напильника, ярко-красная заготовка прекрасно куётся и принимает нужную форму ножа. Следующее действие сделать заготовку плоской. Ковать надо начиная от толстого металла к более тонкому. Следим за температурой-цветом и по мере надобности нагреваем заготовку в горне. Наконец заготовка выкована в подобие ножа. Остается нормализовать сталь после ковки, нагреть до красна и дать медленно остыть.
Теперь можно заготовку отрезать от прута-напильника. Я не стал перерубать прут кузнечным способом, а просто отрезал болгаркой.Дрелью просверлил отверстия для клепок под панели рукояток и отверстие в конце хвостовика.Это отверстие обработал надфилем для придачи нужной формы и обточил его снаружи оставив тонкий ободок .
После этого закрепил заготовку шурупами на зажатом в тисках бруске и начал напильником обрабатывать плоскость ножа, удаляя следы ковки и выпилить скосы лезвия.Напильником придал заготовка форму будущего ножа, сняв весь ненужный метал с обушка, клинка и хвостовика.
После того как обе стороны ножа были обработаны напильником , пришла очередь шкурки № 80, ей были удалены следы напильника. Последующие обработки ножа велась все более мелкой наждачной бумагой № 100, 240. Наконец шлифовка закончена и будущий нож можно закалять. Что бы клинок и лезвие ножа небыли слишком хрупкие закалка проводилась в машинном масле. После неё лезвие было отпущено. Лезвие ножа после этого чуть слабее напильника, но им можно строгать гвоздь.На клинке ножа после закалки и обработки шкуркой №600 остались интересные рисунки. Решил их не убирать, пусть останутся для красоты.
Теперь когда клинок готов пора начинать делать рукоять. Взял подходящую деревянную пластину нужной толщины .Если не ошибаюсь порода дерева ясень. Нарезал детали с припуском на обработку. Сперва зашлифовал торцы. Потом зажал заготовку ножа и одну пластины в тиски и просверлил отверстия под клепки. Приложил вторую пластину и сквозь просверленные отверстия в первой пластине и хвостовике просверлил её.Из медного прутка изготовил потайную заклепку и заклепал дальнюю заклепку.Зажав нож в тисках обработал последовательно каждую из пластин на скос.
Изготовил вторую заклепку и окончательно заклепал пластины рукоятки. Обернув лезвие ножа строительным скочем зажал его в тисках и обработал рукоятку напильником с последующей шлифовкой шкурками разной зернистости.
Предварительный результат
Напоследок нанес на деревянную рукоятку оружейное масло, оно нейтральное и замечательно впитывается в дерево. Главное, после такой обработки, рукоять не будет скользить в мокрой руке.Можно использовать и льняное масло.
На других ножах я делал рукояти из кости КРС, рисунки по археологическим находкам.
Если буде интересно, продолжу рассказ об изготовлении вещей для исторической реконструкции античного Рима.
автор - на какой стадии изготовления, нож становится древнеримским?
какое назначение такого ножа? чем обусловлена форма?
Но это же Греческая форма клинка