Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин.

Люблю фотографии с историей. Когда известно имя изображенного человека или его можно установить и проследить жизненный путь. Тк я собираю военные фото, то это в основном войны, награды, репрессии 30-х годов...


Отдельное место занимают фотографии георгиевских кавалеров в СССР. Тем что их совсем немного (мне удалось наскрести из интернета около 120 фотографий, а обычно по сети гуляют одни и те же подборки порядка 60 фотографий) и тем что эти фотографии уже сломали у пары моих знакомых стереотипы о том, что в "кровавом совке" такого быть не могло. Я никак не думал что мне удастся пополнить свою коллекцию такой фотографией , но мне скинул ссылку на торги @Kurganov1945 (за что ему отдельное спасибо) .

А вот и фото:

Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост

Венспильс (до 1917 Виндава) .  А. Курнышев, Ф. И. Тепин (в середине), П. Митин. 1946г.


А дальше пошел стандартный процесс поиска - форумы, "Подвиг народа", мемуары... И вот что удалось установить:


Федор Иванович Тепин родился в 1878 в селе Красьево Елатомского уезда Тамбовской губернии. На флоте с 1900 года. На форуме упоминается что он участник Русско-японской войны 1904-1905гг, участвовал в Цусимском сражении и имеет 4 Георгиевских креста. Хотя фотография и опровергает наличие четырех георгиев, но его участие в войне с японцами вполне вероятно.

Следующее упоминание, которое я смог найти о нём уже относится к Первой мировой:
СПИСОК офицерских чинов русского императорского флота. Составитель В. Ю. Грибовский


"ТЕПИН Федор Иванович. Родился 3 марта 1878 г.

В службе (1900). Пдпрч. за боевое отлич. 5 января 1915 г. Произведен в поручики по Адмиралтейству 27 декабря 1914 г."


К сожалению это все что удалось найти по дореволюционной службе, зато по советскому периоду искать оказалось намного легче. Спасибо послужным спискам.

Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост

Но самым интересным что я нашел о Федоре Ивановиче, было связано с награждением орденом Красной Звезды за "разоружение трех неизвестных образцов мин противника неконтактного действия, сброшенных с самолета в районе Кронштадта" Этот эпизод даже описан в мемуарах Ф. Б. Мудрака "На тральных галсах."

Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост

Скорая антиминная помощь


В Финском заливе, главным образом в районе островов Хапасари, Гогланд, Большой Тютерс, Нарген и полуострова Порккала-Удд, в первой половине мая 1942 года гитлеровцы усилили минные постановки. Они составили основу Гогландской («Морской еж») и Нарген-Порккалауддской («Носорог») противолодочных позиций. На Гогландской — на милю приходилось 177 мин, на Нарген-Порккалауддской — 98.


Активно действовали гитлеровцы и в районе Кронштадта: в открытой части Морского канала их катера поставили 14 магнитных мин. Чтобы перекрыть выход в море нашим подводным лодкам, заблокировать их в Невской губе, фашистское морское командование создало специальную группу самолетов-миноносцев для минирования с воздуха кронштадтских фарватеров. За короткое время эти самолеты сбросили 413 донных неконтактных мин: некоторые из них взорвались на береговой отмели Котлина, остальные создали угрозу для плавания кораблей, особенно на Большом корабельном фарватере и Кронштадтском рейде. Были здесь и мины новейших образцов, снабженные специальными ловушками для самоуничтожения, устройства которых мы не знали.


Какие мины поставлены — магнитные, акустические или магнитно-акустические, — мы определить не могли. Тут следует отдать должное штабу 1-й бригады траления ОВРа и его начальнику капитану 3 ранга М. Т. Радкевичу, предложившему оригинальный план борьбы с неконтактными минами. В район постановки вражеских мин посылались быстроходные деревянные катера. Они на полном ходу сбрасывали большие и малые глубинные [22] бомбы, чтобы воздействовать на акустические устройства, вызвать самовзрывы, разрушить корпус или приборы мин. После этого проводилось траление магнитным или электромагнитным тралом, а затем трал-баржей с включенным электропитанием. Чтобы окончательно убедиться, что мин нет, по фарватеру буксировали металлическое основание большого корабельного артиллерийского щита с сильным магнитным полем. Только после этого фарватер считался протраленным и объявлялся открытым для прохода кораблей.


Здесь нужно отметить, что такой способ борьбы с новыми, неизвестными нам образцами вражеских донных мин применялся в 1941 году на Черном море. Главный морской штаб обобщил опыт борьбы с вражескими донными минами и распространил по флотам. На КБФ в декабре 1941 года на минном заградителе «Ока» под руководством начальника штаба ОВРа капитана 1 ранга Н. И. Мещерского были проведены сборы флотских минеров по обмену опытом борьбы с новым коварным оружием немецко-фашистских захватчиков.


Однако устройство этих вражеских мин оставалось загадкой. И вот помог случай. Две неизвестного образца мины упали на Кронштадтский аэродром. Решено было их разоружить, изучить и разработать способ борьбы с ними.


Это трудное и опасное дело поручили флагманскому минеру ОВРа капитан-лейтенанту Александру Федоровичу Гончаренко, инженер-капитану 2 ранга Михаилу Яковлевичу Миронову, военному инженеру 2 ранга Федору Ивановичу Тепину. Вооружившись немагнитными инструментами, они начали действовать.


Донная мина похожа на торпеду. В головной части три небольшие закрытые горловины, в хвостовой части — одна большого диаметра.


Решили вскрыть вначале одну из головных горловин. Кроме Александра Гончаренко, все ушли в укрытие. Вставив отвертку в шлиц, минер начал осторожно вращать пробку против часовой стрелки — поддалась. Вывернув пробку, определил, что в горловине запальный стакан — детонатор. Его требовалось вынуть. И здесь минера постигла неудача: первичный детонатор — капсюль упал на землю и взорвался, правда, вреда он не причинил. [23]


Казалось, мина обезврежена. Но где же ловушка — устройство для самовзрыва? Открыл вторую горловину. Там оказался гидростатический прибор установки мины в опасное положение на определенной глубине. Минер снял его с кронштейна, уложил в ящик. Затем открыл большую горловину. В ней оказался магнитный замыкатель электроцепи — сердце донной мины. Гончаренко осмотрительно снял его, вынул из корпуса и тоже бережно уложил в ящик.


Осталась последняя горловина. Уже четыре часа выполнял смертельно опасную работу Александр Гончаренко. От напряжения пересохло в горле, пот слепил глаза. Появилась тошнота. Он медленно поворачивал отвертку. Наконец пробка сдвинулась, и раздались музыкальные звуки.


Ноги у Гончаренко подкосились, и он присел. Вдруг звуки прекратились, из горловины с шипением начал стравливаться воздух. Минер понял, что шипение принял за музыку, и успокоился.


Но и в последней горловине ловушки не оказалось.


Первая немецкая донная парашютная мина была разоружена. Отойдя в сторону, Гончаренко позвал товарищей, снял мокрую тельняшку и в изнеможении упал на траву.


Вторую мину в этот день не трогали.


На другой день пришли на аэродром рано утром. Гончаренко начал вскрывать горловины гидростата. Чуть отвернул нажимное кольцо и — услушал тиканье часов. Ловушка! Мысли опережали одна другую. Что предпринять? А часы отсчитывали роковое время. Взрыв мог произойти в любую минуту. Гончаренко взял себя в руки и снова начал работать отверткой. Как только горловина поддалась, тиканье прекратилось.


Настроение у Гончаренко поднялось, движения стали увереннее. Он вынул гидростат, детонаторы взрыва основного заряда. Последняя операция — извлечь магнитный замыкатель. Но мина лежала в болоте, и ее хвостовая часть зарылась в ил. Отвернуть двадцать четыре болта крышки горловины было невозможно. Тут-то и помогла смекалка опытного минера Федора Ивановича Тепина. Вместе с матросами он быстро соорудил козлы. Завели длинный манильский трос под хвостовую часть мины, подняли ее, повернули и, когда оголился весь [24] корпус, подвели под него козлы. Теперь можно было работать. Гончаренко снял болты, извлек магнитный замыкатель.


Обе мины с зарядами по 700 килограммов взрывчатки в каждой уложили на автомашину, отвезли к урезу воды и подорвали.


Дней через пять минеров, находившихся в Кронштадте, подняли ночью по тревоге — требовалось срочно разоружить немецкую неконтактную мину, сброшенную на парашюте. Она упала на Васильевском острове на крышу дома, что на углу 17-й линии и набережной лейтенанта Шмидта. Жильцов из дома срочно эвакуировали.


Гончаренко, Миронов и Тепин осмотрели мину и установили, что она из той же серии, что и две кронштадтские. Разоружили ее довольно быстро. Магнитный замыкатель увезли в штаб флота для изучения.


Трех отважных минеров — А. Ф. Гончаренко, М. Я. Миронова и Ф. И. Тепина командующий КБФ вице-адмирал В. Ф. Трибуц от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил орденами Красной Звезды.


Памятная доска по адресу В.О.,17-я линия, д.2. Установлена в 2010 году.

Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост
Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост

Если кто-то может добавить что-то о боевом пути или службе до 1917 года, буду очень рад.

Ну и напоследок еще наградные листы:

Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост
Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост
Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост
Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост
Инженер-капитан 1-го ранга Фёдор Иванович Тепин. История (наука), Флот, Георгиевские кавалеры в СССР, Великая Отечественная война, Коллекция Куликова, Длиннопост

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

3
Автор поста оценил этот комментарий
Отлично! Пиши ещё.
А "Георгия" может не четыре, а четвёртой степени? Вполне себе объяснение.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пока писал знакомый нашел определение на Георгиевский крест

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

...у меня еще есть из книг выписки по Тепину... Напишите куда Вам их сбросить, если интересно.

С уважением, allmines.team @ gmail.com

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не принимай близко к внутренностям, но подобной колоризацией фотка только испортилась.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Про минеров есть старый советский фильм, в нем один-в-один показано, как мины методом тыка разминировали. Смотрел давно, он вроде черно-белый и там один из минеров подорвался. А мины были авиационной установки противокорабельные. Сейчас бы еще посмотрел, но название не помню.
раскрыть ветку