Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23"

В 2000-х годах довелось мне служить в одном из отделов в/ч 33491, на Испытательном полигоне Ржевка, что в СПб. Много чего было интересного, но заинтересовало меня одно вундерваффе производства СССР. Впечатлился я ещё тогда, но только сейчас собрался поведать про него на Пикабу.


Итак, будет небольшая серия постов про главный калибр Советского ВМФ – 406-мм орудие Б-37, сохранившееся на территории Ржевского полигона. Точнее, первый пост будет про то, для чего это орудие разрабатывалось, второй – история создания и испытания орудия, третий – история его боевого применения, четвёртый – фотографии, пятый и шестой – дополнение в виде истории, описания и фотографий 305-мм орудия Обуховского завода образца 1907 года, также сохранившегося на Ржевке.


А почему «небольшие» – я постараюсь втиснуть самое нужное, не все могут в вооружение и тем более, в артиллерию. Да и технической информации очень много, не хочу превращать Пикабу в архив КБ какого-нибудь (собственно, именно поэтому я и разбиваю на части). Если захотите подробностей – в каждом посте будут ссылки на источники.


Ну что же, приступим.


Линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») – проект линейных кораблей, строившихся для Военно-Морского Флота СССР в конце 1930-х – начале 1940-х годов в рамках программы строительства «Большого морского и океанского флота». Ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота.

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

Несмотря на проведенную в 30-х годах модернизацию, отечественные линкоры значительно уступали подавляющему большинству зарубежных дредноутов. Поэтому, начиная с 1935 года, начались проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанских флотов. Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 000 тонн (проект 21), для Тихого океана - 55 000 тонн (проект 23). Оба линкора должны были развивать невиданную по тем временам скорость в 36 узлов.


Тихоокеанский линкор предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406мм. Жизненно важные части кораблей должен был защищать броневой пояс толщиной 450мм, (проект 23) и 350мм (проект 21). Разработка эскизных проектов обеих линкоров была поручена КБ Балтийского завода им. С.Орджоникидзе. Забегая вперед стоить сказать, что до стапельного периода дожил только линкор проекта 23, в то время как балтийский линкор проекта 21 так и не вышел из стадии проектирования.


В течение последующих трех лет в проект 23 вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 т), броневой пояс был уменьшен до 350мм, а скорость была снижена до 29 узлов. Вооружение так же подверглось корректировке и отныне состояло из трех трехорудийных башен вооруженных орудиями калибра 406мм. Именно эти характеристики были утверждены постановлением Комитета Обороны при СНК СССР 13 июля 1939 года. Линкор типа «Советский Союз» по некоторым параметрам превосходил многие аналогичные зарубежные разработки, например, советский линкор однозначно превосходил все линкоры постройки 1935-1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана». К сильным сторонам «Советского Союза» специалисты относили исключительно удачное 406-мм орудие Б-37 (Часть 2) и продуманную броневую и противоторпедную защиту.


Противоторпедная защита была рассчитана на взрыв заряда до 750кг в тротиловом эквиваленте, имела протяженность чуть меньше 70% длины корабля по КВЛ. На большей части длины её глубина составляла не менее 7,5м (на миделе - 8,2м) и лишь у носового траверза цитадели (64 шп.) уменьшилась до 7,1м.


Сравнение проектов реально заложенных линейных кораблей стандартным водоизмещением более 50 000т:

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

* Орудие 40.6 cm/52 (16") SK C/34, по сути являлось 42 cm/48 (16.5") SK C/40, являясь подогнанной под максимально разрешенный договорами калибр, путём искусственного утолщения внутренней стенки и путём несложной процедуры растачивания легко возвращалось к проектному калибру, с увеличенной массой снаряда. В этом случае бортовой залп ГК превысил бы 9,1 тонны.


В общем по проекту 23 был проведен колоссальный объём опытно-конструкторских работ (одних моделей было построено более 100) и различных испытаний включая: экспериментальное бомбометание по переоборудованному сухогрузному судну (была установлена соответствующая палубная защита), имитацией подрывов на минах и торпедах (более 30-ти масштабных и 2 натурных). Была создана защита от неконтактных взрывателей – размагничивающее устройство, спроектированное в ЛФТИ в 1936-37 годах и получившее последующее применение на кораблях всех классов.


ГЭУ корабля включала три главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 67000л.с. (максимальная 77000л.с.) и шесть водотрубных котлов. Паропроизводительность одного котла 162т/ч (максимальная 185т/ч), давление на выходе 37атм. при температуре 380°С. ГТЗА линкора были унифицированы с агрегатами тяжёлого крейсера проекта 69.


На корабле должны были базироваться 4 гидросамолета КОР-2 разработки КБ Г.М.Бериева. Они представляли собой одномоторные двухместные монопланы – летающие лодки (масса 3т, длина 10,5м, размах крыльев 12м, скорость более 350км/ч, потолок до 8500м, максимальная дальность полета – более 800км, вооружение – два 7,62-мм пулемета и две 100-кг авиабомбы). Запас авиационного бензина (6т) размещался под инертным газом во вкладной цистерне, находящейся в кормовой части корабля. Вот сам КОР-2:

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

Линейный корабль проекта 23. Окончательный технический проект, ноябрь 1938г:

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

1 – катапульта; 2 – гидросамолет-разведчик; 3 – кран для подъема самолетов; 4 – 406-мм башенные установки; 5 – Командно-дальномерный пост (КДП) главного калибра (ГК); 6 – четырехствольные 37-мм артустановки 46-К; 7 – КДП противоминного калибра; 8 – 100-мм спаренные артустановки; 9 – 152-мм спаренные артустановки; 10 – носовая боевая рубка; 11, 12 – помещения дизелей и генераторов; 13, 14 – снарядные и зарядные погреба ГК; 15 – центральный артиллерийский пост; 16 – носовой центральный штурманский пост; 17 – машинный пост; 18 – котельные отделения; 19 – погреб 152-мм боезапаса; 20 – центральный артиллерийский пост 152-мм калибра; 21 – погреб 100-мм боезапаса; 22 – помещение гировертикали; 23 – помещение турбодинамо; 24 – машинное отделение; 25 – румпельный отсек.


Строить новые линкоры предусматривалось серией из четырех кораблей, закладка головного корабля – «Советский Союз» состоялась 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде.


Формирование корпуса линкора:

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

31 октября 1938 г. на Николаевском заводе №198 был заложен второй линкор «Советская Украина». Последние два корабля этой серии – «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» были заложены на заводе №402 в Молотовске (Северодвинске) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно. Плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд. рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году. Такие колоссальные затраты привели к тому, что серию было решено сократить до трёх кораблей и осенью 1940 года от строительства «Советской Белоруссии» отказались в пользу «Советской России». Спуск «Советского Союза» и «Советской Украины» на воду был запланирован на июнь 1943 года, «Советской России» - на третий квартал того же года.

Эти корабли удалось бы ввести в строй в запланированные сроки (1945-46 гг.), но после 22 июня 1941 года их судьба была предрешена. Головной корабль – «Советский Союз» находился в готовности около 21%.


Корпус линкора «Советский Союз», сформированный до уровня средней палубы, весна 1940 г:

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост
Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

готовность «Советской Украины» достигала 18%,


Линкор «Советская Украина» на стапеле завода, август 1941г. (цилиндры по левому борту – это секции прочных корпусов недостроенных подводных лодок):

Главный калибр "Советского Союза". Часть I. "Проект 23" СССР, Линкор, История, ВМФ, Б-37, Калибр, Длиннопост

а «Советской России» 5,3%. В связи с катастрофическим положением дел на фронтах, строительство линкоров было прекращено. 10 сентября 1941 года их официально исключили из состава Советского ВМФ и расформировали уже созданные экипажи.


Во время войны корпуса линкоров частично разобрали. Броня «Советского Союза» пошла на строительство оборонительных сооружений под Ленинградом. «Советская Украина», которая досталась немцам, так же была частично разобрана, а в 1944 году при оставлении немецкими войсками Николаева, стапель, на котором находился корпус линкора, был взорван.


Испытываемые же «части» линкора – как орудие Б-37 (Часть 3), так и натурный отсек строящегося проекта 23 (было на Пикабу), участвовали в ВОВ.


Ну а после окончания Второй мировой войны и анализа действий линейных кораблей, было принято вполне обоснованное решение - строительство линкоров не возобновлять. Причем не только в СССР, но и во всём мире.


Источники:

Раз

Два

Три

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

2
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Отлично, подписываюсь)

что то меня WG подсадило на кораблельную тематику

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Морские боги войны.

Как и положено богам сами практически не сражались.