Девочек нельзя обижать?
Работаю в детском клубе. Веду секцию спортивного туризма. Дети практически всегда в клуб приходят сами, по своему собственному желанию. Занятия у нас бесплатные. Я беру всех ребят, лишь бы у них не было ограничений по здоровью и было желание заниматься. И поэтому дети ходят обычно с большим удовольствием. В клубе разновозрастный коллектив, все дети из разных школ, разных классов и я очень много сил и времени уделяю тому, чтоб из этой "сборной солянки" получилась действительно команда.
К сожалению, эту замечательную систему мне однажды пришлось нарушить, так как одна близлежащая школа попросила меня взять целый класс в рамках реализации ФГОС (это очень страшная штука, в которой, в частности, предусматривается, что каждый ребенок должен обязательно заниматься в каких-то кружках и секциях. Если ребенок не занимается сам, то ему эти занятия обязана обеспечить школа). Так вот. Школе надо было найти педагога доп. образования, который возьмется вести любой кружок у 3 класса. Я (до сих пор не понимаю зачем) согласилась стать таким педагогом. Класс, который ко мне пришел, по своему гендерному составу оказался достаточно специфичным - из 29 человек только семеро мальчиков. При первом знакомстве дети мне понравились: веселые, любознательные, легко идут на контакт, радостно отзываются на все мои предложения.
Но уже на первых занятиях я стала замечать очень интересную вещь. Если я просила детей, допустим, поставить стулья в кружок, то все девочки, как одна, отходили к стенам и оттуда начинали в буквальном смысле слова понукать мальчиков - давайте, ставьте стулья, давайте, быстрее, и т.д. Если надо было после занятия убрать какой-то инвентарь, то картина была точно такой же. Складывалось ощущение, что в этом классе 22 девицы сели на шею семерым мальчишкам и их погоняют. А пацаны у них что-то вроде прислуги, за людей не считаются.
Выделялся в этом классе один мальчик - Илья. Крупный, сильный, симпатичный. Но при этом, видимо, имевший проблемы с учебой. Девочки (практически все!!!) при любом его промахе на занятиях, при любой незначительной ошибке, начинали буквально вопить, что "он всегда такой тупой, он всегда ошибается, вы знаете, что он вчера на русском сказал?..." У меня, правда, сильно не повопишь и не поябедничаешь. Поэтому все эти вопли я пресекала. Но, тем не менее, девчонки продолжали свои попытки из раза в раз. Было ощущение, что они его специально доводят до белого каления. И однажды он не сдержался. Матом послал одну из самых главных крикуний. Замахнулся на нее, но я успела крикнуть "Илья!" и он моментально увял. Видно было, как ему стыдно за то, что не сдержался, стыдно за то, что срывает занятие и как ему вообще плохо в этой ситуации. Ситуацию я разрулила, по отдельности высказала и Илье, который не сдержался и, в основном, девочкам, которые, с моей точки зрения, эту ситуацию сами на 100 % создали. Но, если честно, то Илье досталось значительно меньше. Потому что я даже представить себе не могу, что бы я, взрослый человек, испытывала, если бы мне изо дня в день пришлось терпеть такой прессинг со стороны моего окружения. Я бы наверное убила кого-нибудь уже через месяц. А этот мальчик держался третий год.
В прошедшем времени пишу потому, что от этого класса я отказалась, проработав с ними только 1 год. Не могу видеть, как унижают людей. А переломить ситуацию за 2 часа в неделю, если дети друг с другом общаются в школе каждый день и там у них это в порядке вещей, я не могла.
Но из той ситуации вынесла для себя важный урок. Нельзя внушать девочкам мысль, что они принцессы, "онижедевочки" и поэтому им всем должны. И ни в коем случае нельзя внушать мальчикам мысль, что девочек нельзя поставить на место, если девочки садятся им на голову.
Советская школа, конец 80-х. Мне лет 12, пятый класс. Однажды на уроке физры сдавали мы нормативы по прижкам в длину на уличном стадионе. Часть народу уже отпрыгалась и свободно ждали конца урока в сторонке. Несколько одноклассников после прыжков решили устроить соревнования по подтягиваниям, я тоже решил принять участие. И вот, моя очередь, пыхчу, подтягиваюсь, народ считает. Вдруг мне в затылок прилетает камешек, я от неожиданности разжимаю руки. Разворачиваюсь, стоят сзади несколько девочек-одноклассниц, смеются. Я иду к ним и спрашиваю:
- Вы чего камнями кидаетесь? Кто в меня кинул?
Одна (назовём ее Катя), нагло глядя в глаза:
- Ну я кинула в тебя! И чё ты мне сделаешь?
Я стою злой, попыхтел, и молча разворачиваюсь, решил не развивать конфликт. Но тут мне прилетает пендель под зад под громкий девчачий хохот.
Я, офигев, разворачиваюсь, девки ржут в голос, Катя, отвесившая мне пенделя, ржёт и смотрит с вызовом.
Я: - Ты чё, офигела?!
Катя: - И чё ты мне сделаешь?!
Я офигевший и злой снова стою, пыхчу, подбираю слова и тут... Катя пинает меня промеж ног. И снова взрыв девчачьего хохота.
Я через секунду очухавшись с размаху заезжаю кулаком в лицо Кате...
Разборок с директором и классруком не было, сама Катя с фингалом просила учительницу физкультуры не водить меня к директору. Поставили только единицу за поведение на уроке.
Но шутки в сторону! Надо быть совсем слепыми, чтобы не замечать явного вырождения мужчин в нашем обществе.
В таком чистом виде фраза ставит мальчика в подчиненное положение, а девочкам дает индульгенцию на пожизненные манипуляции. Девочки ведь слышат эти установки, они знают об их существовании, и, конечно же, используют. С того момента, как девочка уяснила себе это слабое мужское место, ей достаточно в любой момент изобразить обиду, чтобы вызвать у мальчика чувство вины. Женские обиды, таким образом, для мужчин непредсказуемы, но не потому, что мы толстокожие, а они загадочные. Совсем нет. Большинство женских обид возникают не тогда, когда мы сделали реально больно, а когда это надо девочке. Вот и вся непредсказуемость.
Мальчики прячут свои обиды, а девочки демонстрируют. Просто мальчики не научены извлекать из обид пользу. Женские слезы — так вообще ядерная бомба, это ж все знают. Мы ничего плохого не замышляли и ничего плохого не делали; или сделали, но не замышляли; или замышляли хорошее, но не угадали, и тут — БАЦ! — мы уже плохие, значит, надо исправляться. Слезки высохнут очень быстро, а колечко останется.
И все это просто потому, что установка «нельзя обижать девочек» слишком общая и размытая, чтобы реально служить воспитанию и формированию осознанных жизненных ценностей. Мужчина не сможет научиться действовать в своих интересах, если будет оглядываться: а не обижает ли он своими действиями какую-нибудь женщину в радиусе 50 метров? Какую-нибудь всегда обидит, инфа 146 процентов.
Любой мужчина найдет в своей истории случаи, когда он действовал в ущерб своим интересам, чтобы не обидеть некую женщину. Это называется «свобода»? Если мы даже предсказать не можем, на что конкретно она может обидеться. Нельзя на человека возлагать ответственность за чувства других людей. «Обида» — из этой серии.
Поясню: надо говорить конкретно, что означает «обижать». Например, «нельзя бить девочек, если они не бьют тебя», и смысл глагола «обижать» конкретизируется, а не переносится на всю гипотетическую совокупность действий. Или «нельзя намеренно указывать на недостатки, которые человек не может исправить». Это уже для детей постарше, да. И, кстати, заметили, что эти правила не только к девочкам относятся? Значит они правильные.
И тогда парень вырастет с нормальной адекватной реакцией на явные манипуляции через чувство вины: «Хочешь страдать — это твой выбор. Тебя что-то не устраивает — давай обсудим». Хотя бы появится презумпция невиновности в разборках, а не так, что ты виноват только потому, что у нее глаза на мокром месте.
Ну и чисто для симметрии. Когда-нибудь вы слышали, чтобы родители строго так говорили девочке: «нельзя обижать мальчиков»? Вряд ли. Значит можно! Нормальное общество?
Никого нельзя обижать.
Будет свой ребенок - научу давать отпор независимо от пола.