Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд.

Приветствую вас, подписчики, пикабушники, и просто читатели!
С праздником вас всех! Желаю любви и счастья на семейном поприще!

Сегодня мой рассказ затронет тему занявшую второе место в голосовании - СиБи рации!

Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд. Люди, Интересное, Радиостанция, Рация, Информация, Автомобилисты, Авто, Автомобиль, Видео, Длиннопост

Что же такое Си Би рации и с чем их едят?)

Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц. 
Соответственно Си Би рации - это радиостанции работающие в этом диапазоне. 
Существуют СиБи радиостанции двух видов: стационарные и портативные.
Круг их применения весьма широк, но основная речь пойдёт про применение в автомобиле.

Портативные весьма удобны при пеших походах или при работах требующих большой дальности связи с минимальными затратами, а так же они подойдут для тех кто не хочет устанавливать стационарную рацию в автомобиль, но при этом хочет быть в курсе событий на дороге и желает сэкономить, ведь такое решение как правило дешевле.
Из минусов подобных решений - малая мощность и короткая антенна, а так же сильная зависимость от рельефа местности, как следствие - меньшая дальность и большее количество помех чем у стационарных решений. 

Стационарные варианты хороши тем, что в большинстве случаев имеют большую мощность, возможность устанавливать различные по длине, крепежу, и принципу действия антенны(пассивные или активные), имеют более хорошее шумоподавление, а так же в гораздо меньшей степени подвержены влиянию местности на дальность приёмо-передачи (последнее зависит от высоты антенны и её типа)
Из минусов отмечу более высокую стоимость, сложный процесс установки (подключение к питанию и динамику, монтаж, протяжка кабелей, установка антенны), сложности в настройке и/либо затраты на настройку, невозможность убрать/забрать с собой радиостанцию на момент отсутствия автомобиля в поле зрения владельца.

Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд. Люди, Интересное, Радиостанция, Рация, Информация, Автомобилисты, Авто, Автомобиль, Видео, Длиннопост

Портативные варианты выглядят примерно так как на картинке выше.

Многие пользователи не осознают всего функционала CB раций, да и производители в разных моделях могут использовать хитрые и неочевидные  сочетания клавиш.  Случайно можно нажать сложную функцию благодаря которой вы останетесь хоть и с работающей рацией, но без связи в самый неподходящий момент. Кроме того,  Для того чтобы застраховаться от таких случаев, возите с собой в бардачке руководство пользователя, оно сэкономит вам время и нервы. Так же стоит помнить что некоторые рации при отключении аккумулятора сбрасывают свои настройки.

Антенну подключенную к рации необходимо согласовать с устройством. Делается это посредством настройки КСВ (Коэффициента Стоячей Волны).

{Коэффициент стоячей волны (КСВ, от англ. standing wave ratio, SWR) — отношение наибольшего значения амплитуды напряженности электрического или магнитного поля стоячей волны в линии передачи к наименьшему}

Если не настроить КСВ, то качество связи будет низким либо крайне низким. 
Настраивается КСВ при помощи КСВ-метра - прибора для измерения качества согласования фидера с антенной.

Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд. Люди, Интересное, Радиостанция, Рация, Информация, Автомобилисты, Авто, Автомобиль, Видео, Длиннопост

КСВ-метры стоят весьма не дёшего, от 1000 до 5000 российских рублей в зависимости от точности и дополнительного функционала, поэтому гораздо выгоднее сделать настройку рации на ближайшей станции СТО где есть услуга по настройке, за 300-400руб.
Для тех же кто хочет настроить сам, упомяну, что идеальным КСВ является 1,0. 

Нагдядное видео по настройке КСВ.

Вторая сложность с которой придётся столкнуться - способ переключения сеток.
Далеко не у всех радиостанций кнопки изменения каналов, дойдя до 40 канала (или до 1 при переключении вниз по диапазону) переходят на следующую сетку, в большинстве случаев вы будете переключать каналы по кругу в пределах заданной сетки.
Если на радиостанции имеется кнопка переключения сетки (называется BAND), то вам очень повезло! Большинство производителей, в том числе и известный Megajet
( Моджахед (с)Неизвестный покупатель xD ) задают для этой функции комбинации клавиш, и почти у каждой модели они разные! {чтобы не забыть комбинацию, рекомендуется наклеить стикер рядом с рацией}  И ДА! Эти комбинации будут в моём посте!

Подавляющее большинство радиостанций не имеют прямого отображения рабочей частоты, но присваивают её к номерам каналов, которые отображаются примерно так: “15 D”.
Вначале Гражданский Диапазон был поделен на 40 каналов. Работать с отображением пятизначных частот непрактично, поэтому каналы получили нумерацию от 1 до 40.



Ввиду нехватки каналов, диапазон был расширен до 200 каналов: 80 каналов в сторону более низких частот и 80 каналов в сторону частот более высоких. Для обеспечения совместимости  с предыдущим обозначением частот, каналы поделили на т.н. “сетки” по 40 каналов. Изначальный диапазон в 40 каналов было принято считать “Центральной сеткой” ,обозначается буквой C. Диапазоны ниже получили обозначения A и B, выше, D и E.
В результате и появилось общепринятое сейчас обозначение типа “15 D” - где 15 это номер канала, D это сетка частот. Таким образом, чтобы настроиться на нужную частоту необходимо правильно выставить номер канала и сетку.


Со временем количество каналов было увеличено и вышло за рамки Гражданского диапазона. Современные радиостанции имеют до 600 каналов, используя диапазон от 25 до 30 МГц. На таких радиостанциях  в большинстве случаев имеется смещение сеток, и гарантии того, что выставив две одинаковые комбинации из букв и цифр на двух разных радиостанциях вы окажитесь на одной частоте – нет! Большинство радиостанций имеют лишь смещение по сеткам частот,  например, на популярных радиостанциях Megajet и Alan центральная сетка обозначена как D или даже E.

Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд. Люди, Интересное, Радиостанция, Рация, Информация, Автомобилисты, Авто, Автомобиль, Видео, Длиннопост

Рекомендуется:

Уточнить, какая буква соответствует центральной сетке частот на вашей радиостанции и запомните каково смещение от общепринятого стандарта на вашем аппарате. (записать и сохранить).


Не употреблять буквенное обозначение сеток, а использовать такими понятия, как “Центральная сетка” и “На одну (две, три) сетки выше (ниже) центральной”.


Если вы общаетесь с людьми слабо понимающими в области CB-Связи, вместо понятия “центральная сетка” можно задавать понятие “Сетка, где работают дальнобойщики”.


После выбора сетки и канала следует выбрать модуляцию. Модуляция обозначается как AM/FM. 
(AM) - амплитудная
(FM )- частотная

Амплитудная имеет лучший показатель дальности связи, а частотная лучшее качество передачи сигнала.
{При неправильном выборе модуляции, (если одна рация работает на FM, а другая на AM) то абоненты слышать друг друга будут, но сигнал будет тихим и разборчивость речи будет очень низкая}.

Если же настройки верны, но качество связи всё-равно не удовлетворительное, возможно стоит отрегулировать чувствительность микрофона (MicGain).
Если и после этого качество связи не улучшилось, возможно стоит использовать шумоподавление на радиостанции. Особо сильными источниками шумов являются галогеновые лампы, ксенон, генератор,люминисцентная подсветка салона, а так же стартер, но его работа кратковременна. 

Правильная настройка шумоподавления
Выкрутить ручку регулировки на ноль – в эфире появятся помехи. Плавно повернуть ручку регулировки в сторону увеличения, как только в эфире появится тишина – это и есть правильная настройка. Иногда лучше недокрутить и оставить небольшой уровень шума, чем перекрутить и отрезать часть эфира.

Автоматическое шумоподавление
Вещь сколь нужная, столь и бесполезная. В большинстве случаев он обрежет часть шумного  эфира и пропустит на динамик только громкий и качественный сигнал. Проверить, работает ли автоматическое шумоподавление можно выкрутив ручку ручного шумоподавления на минимум. Если помех в эфире нет, значит сейчас работает автоматическое шумоподавление. 

На некоторых моделях радиостанций есть функция регулировки чувствительности приемника. При помощи нее можно лучше настраиваться в условиях сильных помех или в условиях слабого сигнала другого абонента.

Для настройки чувствительности приёмника следует выставить регулятор чувствительности в минимальное значение, а шумоподавителя в среднее положение. Плавно повернуть ручку чувствительности до появления в эфире помех. Далее следует произвести настройку уровня шумоподавления.

Комбинации клавиш для переключения сети на некоторых популярных радиостанциях:

Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд. Люди, Интересное, Радиостанция, Рация, Информация, Автомобилисты, Авто, Автомобиль, Видео, Длиннопост

Megajet MJ-100.

Megajet MJ-200.


Удерживая нажатой кнопку A/F, включить радиостанцию ручкой VOL / OFF. На экране отобразится символ «М» справа от номера канала. Переключение между сетками производится нажатием на кнопку СН9.

После нового включения Р\С остается в многосеточном режиме.

Центральная сетка - М

Сетка АРК - Н


MJ-800

Включить питание удерживая кнопки SCH и TOT.

Переключение сеток выполняется кнопкой CH9.

Центральная сетка - D

Модуляцию в памяти не хранит.


MJ-600 turbo.

При нажатых AM/FM и SCAN, включить станцию ручкой.

Переключение сеток выполняется кнопкой CH9.

Центральная сетка - D

Модуляцию в памяти не хранит.


MEGAJET MJ-600 PLUS

Удерживая нажатыми две кнопки "FC" и "ASQ" включить радиостанцию ручкой VOL / OFF. Переключение сеток выполняется кнопкой CH9.

Центральная сетка - D

Модуляцию в памяти не хранит.


MEGAJET MJ-600 Plus

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЕТКИ НА 240 КАНАЛОВ

Удерживая нажатой кнопку A/F (am/fm) включить радиостанцию ручкой VOL/OFF.

Переключение сеток выполняется кнопкой CH9.

ПЕРКЛЮЧЕНИЕ 0\5

Удерживая DW/M2 включить радиостанцию.


MJ-700.

Переключение между 80CH/450CH.

Если *) нет сетки E и остальных (переключение сеток кнопкой BD-EMG, крайняя правая)

то выключаем станцию, зажимаем кнопки AM-FM и ASQ-TSQ (две крайних левых)

включаем станцию, ждем сигнала Бип (5-10 сек), отпускаем кнопки.

После этого переключение сеток кнопкой BD-EMG, крайняя правая.

ВАЖНО: при переходе 80CH/450CH и обратно остальные настройки сбрасываются в ЗАВОДСКИЕ!

т.е. все, что вы сами накрутили клавишей FUNC будет сброшено.

*) Примечание: в режиме 80CH станция не развивает максимальную мощность,

станции первой партии выдают 1-4 Вт,

станции второй партии - 8.

так что все обычно переходят в 450CH сразу после покупки.

А кто не перешел - у того будет бонус в виде станции теперь на 16-18 Вт

Центральная сетка - D

Станция сохраняет в памяти вид модуляции.


MegaJet 3031M

Удерживая нажатыми две кнопки "DW" и "CH9" включить радиостанцию ручкой VOL / OFF. Переключение сеток выполняется кнопкой CH9.

Центральная сетка - D

модуляцию в памяти не хранит.


MegaJet-3031M Turbo

При нажатой кнопке A/F включить станцию, переключение сеток кнопкой Ch9.

Центральная сетка - Е

Модуляцию в памяти не хранит.

Maycom EM-27D

Для переключения сеток надо нажать кнопку 1, загорится нижнее меню, затем кнопку 6 (под надпись BAND). Станция переключится сеткой выше. Далее нажимая кнопку 6 каждый раз станция переключается сеткой выше.

Можно просто вращая ручку переключения каналов уйти на следующую сетку.

Центральная сетка - C

Модуляцию в памяти не хранит.


Vector VT-27COMFORT версия HP

Удерживая нажатой кнопку CH9-CH19-CH15, кнопками Вниз или Вверх выберите необходимый поддиапазон (A,B,C,D и т.д.).

Центральная сетка - D.

Позволяет записывать нужные частоты в память при этом запоминая вид модуляции!


Vector VT-27COMFORT

Удерживать нажатой кнопку CH9-CH19 более 2 сек, станция переходит в режим выбора частотного диапазона. Кнопками Вниз или Вверх выберите необходимый поддиапазон (A,B,C,D и т.д.).

Центральная сетка - D.

Позволяет записывать нужные частоты в память при этом запоминая вид модуляции!


VECTOR VT-27 LUX

Кнопка UP (Переключатель каналов) на тангенте. Каждое нажатие кнопки увеличивает номер канала на 1. Нажатие и удержание кнопки около 3 секунд позволяет быстро увеличивать номер канала с шагом на 1. Нажатие и удержание кнопки около 10 секунд переключает сетки каналов (A, B, C, D, E, F, G, H, I, L).

Центральная сетка - D

Позволяет записывать нужные частоты в память при этом запоминая вид модуляции!


переключение Vector VT-27LUX в многосеточный режим

Кнопка MODE.

Последовательное нажатие этой кнопки позволяет выбрать необходимую функцию.

Эта кнопка позволяет выбрать частотный диапазон работы радиостанции.

Для выбора частотного диапазона радиостанции необходимо включить её и сразу же нажать на кнопку MODE ( в момент отображения всех сегментов ЖКИ дисплея), далее кнопками переключения каналов вверх/вниз выбрать необходимый частотный диапазон.

Для выхода из режима выбора частотного диапазона необходимо повторно нажать кнопку MODE.

Коды частотных диапазонов I0, I2 , DE, D2, EU, CE, SP, FR, UK, PL, SW соответствуют стандартам, принятым в различных странах ЕЭС, Великобритании и Польши. Для пользователей в России они не представляют практического интереса, поскольку являются усеченными по количеству каналов, видам модуляции, выходной мощности передатчика и могут иметь другую нумерацию каналов.


MegaJet MJ-400 / YOSAN JC-2204 Turbo

Нажать кнопку A/F и, не отпуская её, включить станцию. При включении

240-канального режима рядом с номером канала появится символ от “A” до “F”, показывающий

рабочую сетку. Для переключения сеток используйте кнопку CH9 / M3.

Центральная сетка - D

Сохранение модуляции в памяти - Нет

MJ-300 старая (энергозависимая память):

Для перехода из 40-канального режима в 120-канальный необходимо выключить радиостанцию ручкой VR, нажать кнопки A/F и SC, не отпуская её, включить станцию. Для переключения сеток используйте кнопку CH9. Центральная сетка никак не индицируется, при включении верхней сетки на дисплее появляется символ “H”, при включении нижней - символ “L”


MJ-300 новая (энергоНЕзависимая память):

Для перехода из 40-канального режима в 120-канальный необходимо выключить радиостанцию ручкой VR, нажать кнопку A/F, не отпуская её, включить станцию. Для переключения сеток используйте кнопку CH9. Центральная сетка индицируется символом "М", при включении верхней сетки на дисплее появляется символ “H”, при включении нижней - символ “L”


Alan 9001

Переключение сеток и каналов - Валкодером или кнопкой BAND

Yosan Stealth 5

Сетки переключаются по кругу нажатием кнопки EMG/-5K – M6 и отображаются справа от номера канала. Центральная сетка индицируется буквой "C". Однократное нажатие кнопки EMG/-5K – M6 включает сетку "D", далее "E", "A+", "B+" и т.д. Самая верхняя по частоте сетка - "E+", после нее включается самая нижняя сетка "A-", далее "B-", и так далее до "E-", после нее включается сетка "A", потом "B", и снова центральная сетка "C".

Память есть, 7 каналов.


Yosan Excalibur

Сетки переключаются по кругу нажатием кнопки EMG-SHIFT и отображаются справа от номера канала. Центральная сетка индицируется буквой "C". Однократное нажатие кнопки EMG-SHIFT включает сетку "D", далее "E", "A+", "B+" и т.д. Самая верхняя по частоте сетка - "E+", после нее включается самая нижняя сетка "A-", далее "B-", и так далее до "E-", после нее включается сетка "A", потом "B", и снова центральная сетка "C".

Позволяет записывать нужные частоты в память при этом запоминая вид модуляции!

Дальнобойные автомобильные рации - их польза и краткий гайд. Люди, Интересное, Радиостанция, Рация, Информация, Автомобилисты, Авто, Автомобиль, Видео, Длиннопост
16
Автор поста оценил этот комментарий
Автор, а почему не указал, что рацию нельзя без антенны использовать??? Выдели, плз где-нибудь в статье, чтоб пользователи под страхом анальной кары (ну, или потери гарантии), НИКОГДА не использовали рацию без подключенной антенны.
Для любопытных - если при неподключенной антенне на тангенте нажать клавишу передачи, в вашей новенькой радиостанции сгорит передающий модуль, и сервис снимет аппарат с гарантии.
раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий

перед дальней поездкой в прошлом году купил мегаджет-333турбо

и антенну T3-27mag, которая обошлась в половину стоимости самой сибишки

о приобретении ни коим образом не жалею, в дальней ночной дороге перешучивались с дальнобойщиками, а так же узнавали и сами транслировали инфу о засадах дпс ("работает машинка"), авариях, тумане и очень многом прочем :)

больше всего ржали, когда тишина эфира нарушилась нежным женским голосом с фразой "за заправкой тнк работают девочки" xD

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий
Какая рация, по Вашему мнению, наиболее оптимальна для использования в авто? Если несложно, опишите со всеми комплектующими.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

странно дело, до сих пор не видел ни одной магнитолы с возможностью слушать CB

казалось бы простая задача и востребованное решение, но почему-то нет таких

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

А для чего они нужны то ? )

раскрыть ветку