Про высшее образование.

Хотел сделать маленький комментарий к посту, но что-то много написал, так что выложу отдельно.
Я сам закончил аспирантуру в государственном университете. За это время 3 года отработал ассистентом, а сейчас, не знаю зачем, остался на 0,25 ставки подрабатывать. Но! Однозначно доведу учебный год и уйду, т.к. много следующих проблем:
1. Супер низкие зарплаты. У меня, как старшего преподавателя - 13 т.р. без налогов (0,25 ставки соответственно чуть больше 3 т.р.). Хоть у доцента уже 24 т.р., но это все равно не деньги. Плюс заставляют заниматься наукой, писать работы, статьи. Вот и представьте, какой «наукой» будет заниматься преподаватель за такие деньги, когда он должен отвести все пары. А ведь к ним по хорошему надо каждый раз готовиться, искать новый современный материал.
Реально там работают ради взяток. В ректорате, кстати, совсем другие зарплаты. Сам ректор в год получает примерно 2 млн. и это не самые большие доходы по вузам среди ректоров.
2. Соответственно грызня из-за нагрузки, кто что будет вести. Всем необходимо взять заочников, поскольку там примерно 90% студентов даже не пытаются учить материал. Да они и не могут осваивать такую сложную программу самостоятельно без наличия необходимой КАЧЕСТВЕННОЙ методической базы, которую никто не будет делать в вузах за такую зарплату.
Я уже молчу, что треть предметов просто высосана из пальца и совершенно не нужна студентам.
3. Преподавательский состав в вузах процентов на 80% откровенно слабенький. Несут всякую чушь, т.к. не имеют достаточного опыта, тяги к науке. Остаются те, кто уже никому 100 лет не нужен и может зарабатывать только на взятках. Оговорюсь, что не все конечно. Остается процентов 20%, кто нормально понимает, о чем ведет речь. Но этого правда мало.
4. Хромает материально-техническая база. Стыдно перед студентами, когда компьютеры грузятся по полчаса. Причем новых полно. Их торжественно достают из закромов и расставляют рядами, когда приезжают большие люди, проводятся различные мероприятия. А потом все убирается обратно. Даже защитные пленочки не срывают) Про сложное оборудование для химической, пищевой промышленности и др. интересные вещи вообще промолчу.
5. И добавлю, что крайне много лишних специальностей в сторону экономики, управления, связи с общественностью и подобной лабуды. Хоть может – это и хорошие предметы. Но кто учит? Профессоры рассказывают про рынки ценных бумаг, когда даже ради интереса не попробуют поиграть на бирже. Или будут втирать про предпринимательскую деятельность, даже не представляя, что такое реально открыть ИП. Мне кажется уж лучше идти работать, а такие знания просто «купить» на заочном обучении. А еще лучше взять почитать качественную западную литературу типа Котлера, Брю, Мескона, Бригхема. Намного больше пользы будет.
6. Последнее наболевшее – нельзя отчислять студентов. Т.е. конечно их отчисляют, но не в тех масштабах. А только тех, кто уже совсем забил и решил, что ему не нужна бумажка, и не стоит ее даже просто покупать. Держат всех до последнего с хвостами за несколько лет. Уже отчисленных перезачисляют на другие специальности (будто он там возьмется за ум). Все отчего? Финансирование идет за каждого отдельного студента. Отчислил студента, потерял на нем 100 т.р. за год. Соответственно, все в высшей школе закрывают глаза, что оценки многим студентам ставят не за реальные знания, а за хорошее вознаграждение. Отсюда повальное падение мотивации в обучении у самих студентов. Ведь не каждый может напрячься, когда нет хорошего кнута.
Все перечисленные проблемы касаются всех вузов нашей необъятной страны. Избегают их (НЕ ПОЛНОСТЬЮ) только самые именитые. Решить проблему реально можно, но сложно из-за инертности системы и преклонением общества перед высшем образованием.
Меры:
1. ГЛАВНОЕ!!! Повысить зарплаты МИНИМУМ в 4 раза. Это позволяет решить сразу несколько задач:
1.1. Появится конкуренция на должности, и придут люди не семи пядей во лбу, но хотя бы понимающие суть вопросов. Без этого все совсем загниет.
1.2. Имея понимание (главное ПРАКТИЧЕСКОЕ) в преподаваемых предметах и получая за это нормальное вознаграждение (а не прожиточный минимум) большинство (не все конечно) будут создавать адекватные учебно-методические комплексы. Сам я будучи студентом старался учиться по вузовским методичкам и современным отечественным учебникам. НО! Реально углубившись в тему в процессе написания диссертации, могу сказать, что 99% из того, что сейчас выпускается в качестве учебных пособий – полный шлак. Не то, что пользы нет, вред принесет, т.к. мозги забьет. Пишется исключительно для выполнения плана. Увы, но за бесплатно писать качественные учебники и пособия будут только единицы..
1.3. Плюс и величина взяток тоже возрастет, т.к. не будут рисковать зарплатой в 100т.р. из-за двух тысяч. Почему я говорю про взятки? На мой взгляд, их просто так не выжечь каленым железом из нашей системы. Берут в вузах абсолютно все. Во всяком случае, с такими зарплатами. Как в анекдоте про поручика Ржевского. «Есть рот, значит берет». К тому же, при любой зарплате человеческая жадность не знает пределов (кивок в сторону хотя бы министерства обороны). Но рост самой суммы взятки из-за роста зарплаты сократит само их число. Уже студент подумает, учить или тратить деньги впустую.
2. Повысить раза в 3 три финансирование на студентов. Материально техническое обеспечение довольно сильно хромает. Все же в вузах должна быть современная техника и оборудование.
3. Сделать финансирование на группу, а не на каждого студента отдельно, чтобы можно было отчислять всех лоботрясов уже после первого курса. Это бы реально повысило мотивацию изучения материалов к сессии.
Этих мер достаточно, чтобы готовить специалистов, которых хоть как-то можно подогнать за год два работы до высокого уровня. Все остальные истории про реформы, инновации, кластеры и т.п. – полная хренотень, если не выполнить обозначенные три пункта.

Теперь по порядку, что мешает выполнить данные меры:
1. Нет денег в бюджете. Вот так все просто. Все ругают министерство образования за неэффективность. А вот я восхищаюсь их работой. Как они смогли протащить такую финансируемую махину из СССР, почти не растеряв ее, сохранить вузы, да и еще увеличить их число без денег. Да это мастера своего дела! Но надо понимать, что теперь качественно поддерживать все вузы нереально. Вот мы и получили, что имеем. Финансирование размазывается тонким слоем по всем. В итого никто ничего не получает. Надо сокращать систему, чтобы оставшиеся нормально работали. Но тут встают другие проблемы.
2. Инертность системы. Ох уж эти псевдо профессора и доценты. Очень сложно провести реформирование и кого-то закрыть. Некоторое время назад пытались сократить полномочия и имущество РАН. Так все горой встали, что надо оставить все, как есть. Хотя я слабо верю, что дедушки из РАН сейчас реально делают науку. И будет интересно найти человека с противоположным мнением, который докажет, что РАН реально занимается наукой (а не отдельные нормальные ученые, которые в нее входят, но двигают науку не в самой структуре).
3. Жуткий негатив общества на любые попытки хоть как-то сократить вузы и бюджетников. У людей просто какой-то священный трепет перед дипломом государственного образца. Хорошо. Я понимаю, когда человек приходит и хочет именно на кого то отучиться. Но половина поступает, не представляя, кем хочет быть в дальнейшем. Меня выбивает фраза из колеи: «получу диплом, а там будет видно». Это не серьезно. Кто скажет, что на некоторых работах нужен диплом, тем я отвечу, что идите работать и получать опыт, а образование заканчивайте на заочке. Все равно при таком отношении к делу сильного желания учиться у большинства нет.
Еще про общественное мнение. Сейчас по России все же двинулся процесс закрытия непрофильных факультетов и кафедр. И люди реально подписывают петиции тысячами против этого в интернете. И все бы хорошо, но за время диссертации я очень глубоко погряз в изучаемом предмете, и знаю хорошо несколько таких закрытых структур изнутри. Если почитать петиции, то можно прослезиться, что мы теряем, а по факту на них жесткие проблемы, которые я обозначил в самом начале, и готовят откровенно слабых дипломников. Экономика только выиграет, если на них денег не будут тратить, а заставят идти в пту или сразу работать. Но попробуй сказать такое простому человеку в лицу.
В итоге, я бы сказал, что надо закрыть три вуза из четырех, а оставшимся перераспределить деньги и сделать стабильное финансирование.
Хотел сделать короткий комментарий, но прорвало, т.к. для самого крайне болезненная тема. Долго обдумывал все и пришел к выводу, что главным достижением человечества при изобретении коммунизма стал тезис, что человек должен быть свободен в труде. Работаешь тем, кем тебе нравится. Мне нравится заниматься наукой и преподавать. При советах думаю, сделал бы карьеру. Но сейчас, после защиты диссертации, реально пришлось заняться предпринимательством и завязать с наукой, т.к. просто нужны деньги, а заниматься интригами, квазинаукой, взяточничеством желания нет. Хочется все же приносить пользу обществу.
141
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, по больному режешь. Работаю на 1 ставку на должности преподавателя, в сентябре получил з/п около 8500, в октябре около 12000, и то там чуток больше, потому что сам суетился. Как так можно жить, не понимаю. Долг по квартплате уже около 13 тысяч

раскрыть ветку
76
Автор поста оценил этот комментарий

Январь 2005 года. у меня написана диссертация, через три месяца предзащита и ещё через месяц защита. Случайно увидела контракт доцента на столе, ставка 2900, надбавка за степень 900. Я в это время преподавала в трёх местах, отрабатывая 60 аудиторных часов в неделю, зарабатывала 5-6 тысяч. Кафедра на которой я должна была работать новая, заводит дисциплины, по которым даже учебников нет, предполагается что я с нуля разработаю к сентябрю пять предметов, о которых я прежде и не слышала никогда. Через два дня мне звонит знакомая из аспирантуры и предлагает работу секретаря-референта в горэнерго с зарплатой 20 тысяч. Учитывая что предыдущие 3,5 года я работала в системе высшего и средне-специального образования и не могла заработать более 5-6 тысяч ведя по 60 часов в неделю, готовясь к лекциям и просиживая все выходные в библиотеке, а все лето (в течении которого я никогда ничего не получала, т.к. была контрактником) в архивах, легко догадаться что предложение знакомой я приняла с радостью и благодарностью. Выбросила все наработки и написанную диссертацию, жалея только о том что вообще связалась с аспирантурой и преподаванием. 

раскрыть ветку
30
Автор поста оценил этот комментарий

во-во. А потом жалуются на "утечку мозгов" на запад. Были бы условия- никто бы не ездил за границу.

35
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Эй, ну! От ВУЗа зависит же) У меня и отчисляют и взятки не берут. Нас из 75 поступивших доучилось 30. И 45 не забили на учёбу совсем, а реально не сдали экзамен/зачёт, просто не вывезли учёбу.


Мне кажется, закрыть нужно 75% университетов в стране и повысить З/П и финансирования в 4 раза остальным на эти деньги). Не нужно нам столько людей с высшим образованием, тем более без знаний. Будет у нас в 4 раза меньше, но зато грамотных специалистов.

Для примера скажу, что в науке не нужно такое количество людей с кандидатскими и дипломами. У нас в институтах кандидатам стыдно работу предлагать. Они говорят, нам нужны лаборанты, а у Вы кандидат наук. Не будете же вы за 10к пробирочки мыть. А больше ничего нет, перенасыщение уже. И это в науке.

А что уж говорить про юристов, экономистов, менеджеров и прочего.


В общем, моё мнение - закрыть нафиг шараги в стране. Толку ноль, только финансирование жрут. Оставить 25% нормальных ВУЗов, там поднять финансирование. Будет вам и конкуренция среди преподавателей, и нормальная тяга студентов к учёбе, и студентов можно будет отчислять.

И самое главное, что изменится отношение людей к высшему образованию. А то сейчас, только у ленивого нет корочки. А нужно чтобы это было трудно и не у каждого. Чтобы ценили сотрудников с высшим образованием. Чтобы, если у человека есть диплом, то у работодателя была бы уверенность, что это хороший специалист, а не то что он 4 или 5 или 6 лет где-то там за партой присидел.

раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

@gsktcjc , отличный текст.

Стоит еще затронуть тему прохождения аспирантуры и защиты, которые состоят из никому не нужной бюрократии чуть более чем полностью.


  Я в данный момент готовлюсь к защите в МГУ. Казалось бы, топовый ВУЗ страны, должно быть все современно и по уму... Но куда там! Бюрократия на каждом шагу.

  Есть секретарь диссертационного совета, но все за него делает соискатель ученой степени. Все документы, издаваемые советом, пишет соискатель. Рассылает авторефераты соискатель, с обратным адресом совета. И даже более того, секретарь не в состоянии сказать заранее, сколько нужно копий документов и тому подобное. Приходится бегать по три раза за каждой бумажкой. Все сроки ставятся в стиле "сделайте до завтра, иначе защиту отменяем". Нервов тратится вагон.

  А сама защита как выглядит? Соискателю в течение часа зачитывают характеристики, написанные им же; отзывы, написанные им же; он отвечает на замечания, написанные им же... Разве что в бланках голосования галочка заранее не стоит.


О том, что в науке сидят седые старцы, которые совершенно не умеют пользоваться современной техникой, я уже молчу. Большинство кое-как освоило пользование почтой, уже хорошо. И то с этим бывают затруднения. Причем все это в дис.совете по специальности, включающей в себя программирование.



Реформировать надо всю систему, целиком. Под корень.