25 главных бизнес-ошибок. Часть 2

"Фокусируйся"


Нельзя одинаково хорошо делать 50 продуктов одновременно.


Умение фокусироваться на ключевых продуктах, метриках, целях и тд. пожалуй,одно из самых важных качеств, как для предпринимателя, так и для наёмного менеджера.

Расфокусировка характерна в основном для предпринимателей в самом начале пути, когда терпения довести до целевого состояния 1 продукт не хватает, а денег хочется здесь и сейчас, а главное побольше.

В связи с этим запускаются наспех слепленные продукты, которые отвлекают на себя и внимание и деньги от основного бизнеса, как итог в 90% случаев новая идея не взлетает, а обескровленный бесконечными дотациями в "перспективный новый проект" основной бизнес становится менее финансово эффективен.

Но это как правило лечится опытом и эффектом "горячей сковородки", когда обжигаясь 1 раз, второй раз уже не тянет трогать нагретый металл.


Однако, и в больших компаниях есть CEO, которые настолько заражаются идеей диверсифицировать бизнес, что в итоге теряют фокус и разрушают компанию до основания. Например, обратите внимание на команию Yahoo. Понятно, что не только в отсутствии чёткого фокуса была основная проблема корпорации, но поверьте, это сыграло решающую роль в том, как сейчас выглядит этот ,некогда, лидер рынка.


В чем разница между диверсификацией и расфокусом?


Как правило, бизнес строится в условиях ограниченности ресурсов, если вы не ближайший родственник какого-нибудь сверх богатого человека, конечно.

Но даже тогда ваши идеи ограничены реальностью на банковском счёте.

И эта ограниченность собственно и диктует простое правило "инвестируй время, внимание и деньги туда, откуда наибольшая отдача в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах".

То есть, для того, чтобы начать что-то диверсифицировать, нужно сначала создать успешно работающий якорный продукт, стабильно приносящий прибыль достаточную для :

1. Полного обеспечения операционной деятельности.

2. Формирования резервного фонда ( об этом кстати, расскажу в следующих материалах).

3. Фонда инвестиций во внутренние эксперименты.

Этот замечательный фонд инвестиций во внутренние проекты, в идеале не должен превышать в объёме 20% от общей прибыли компании.

Соответственно тогда, вы сможете безболезненно для вашего основного бизнеса, развивать новые идеи и выводить их на самостоятельные коммерческие рельсы. Что и будет диверсификацией вашего портфеля, которая принесёт позитивный эффект, а не разрушит то, что вас кормит.


А вот, если вы при наличии ещё не окрепшего, или очень нестабильного бизнеса, вытаскиваете ресурсы из него и тратите на новые проекты и идеи, запуская их пачками, толком не формируя никакого фундамента под новым проектами, при этом разрушая имеющийся под старым, постоянно переключаетесь с проекта на проект  - это отсутствие фокуса.

Если вы сами видите, что делаете так, или работаете в компании, где принято такое положение дел, подумайте,  стоит ли риск потенциальных дивидендов.


Уже традиционно, расскажу историю из практики на эту тему:


В конце прошлого года, один мой хороший знакомый обратился за советом, как ему настроить маркетинг и продажи в бизнесе причём так, чтобы один существующий  отдел успешно отрабатывал по 3-4 разным проектам. Я весьма заинтересовался, что за 3-4 бизнеса, потому что ещё полгода назад у него он был 1. Как выяснилось, идея продавать аутсорс производства продуктов питания ему наскучила, и он решил податься в более технологичные отрасли, сделать шаг на встречу Цукербергу, так сказать. Аргумент был простой, читаю СМИ, вижу колоссальные инвестиционные сделки со стартапами, хочу также. Ну если, грубо говоря.

В итоге появилось 3 различных проекта: от сферы агрегации и записи в салоны красоты, до клона "delivery club",  и маркетплейса фермерских продутов .

Как итог, полгода работы нанятых разработчиков, менеджера проектов, и его уже существующего отдела маркетинга , где вообще не было людей с более менее близкой к онлайн бизнесу экспертизой, и 2/3 его существующего отдела продаж в составе 3 человек, конечно же, около 3 миллионов потраченных инвестиций.

И как итог : не один проект так и не ушёл дальше бета-версии.

Несмотря на то, что в 2-х из 3-х даже были подписаны договоры с партнёрами и готовность работы по комиссионной модели

(салоны красоты и рестораны).


Почему, спросите вы? Все на самом деле довольно просто- закончились свободные деньги, которыми можно было рисковать , отрыв ресурсов от основного бизнеса привели у тому, что продаж стало немного меньше, ещё и небольшая часть старых клиентов "отвалилась".

В итоге проекты ушли в лист ожидания, а мой приятель опять занялся залатыванием дыр в основном бизнесе, но идею "диверсификации" не бросил, правда теперь уже хочет подойти по уму, по крайней мере он так говорит ).


И кстати, как я ответил на его вопрос "как сделать так, чтобы 1 отдел работал сразу на 3 проекта также эффективно"?

Ответ : никак не сделать

Потому что:

а) нужна нормальная глубокая экспертиза в отрасли, которой занимаешься

б) время на то, чтобы этим полноценно заниматься и выдавать результат в срок и нужного качества

в) жизненные силы и мотивация не бесконечны , даже самые профессиональные люди не могут работать по 14 часов в сутки на постоянной основе в 3 разных проектах. Кстати, эффективность каждого часа работы после 8-го на 30-40 процентов ниже, предыдущего.

И если эксплуатировать людей в таком режиме на постоянной основе, даже щедро доплачивая, с большой долей вероятности они эмоционально выгорят и уйдут в лучшем случае в отпуск, в худшем сменят работу быстрее, чем дождутся эффекта от повышенной зп.


Итого, вывод диверсифицировать бизнес нужно, но важно не перейти грань от диверсификации до расфокусировки.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Лучей добра автору. К сожалению рынок услуг в сфере бизнес-консалтинга в Казахстане не развит. А меня всегда тянуло именно в эту сферу, где попахивает трабл-шутингом и работой над ошибками. Готов получать опыт и работать бесплатно на аутсорсе если такая возможность есть. Если автору интересно то можем обменяться электронными почтами. Как говориться все подробности в лс. Буду ждать ответа.
Автор поста оценил этот комментарий

Всегда интересно узнать каких высот в бизнесе добились авторы таких статей