Спонсорский пост с нарушением закона?
254 Комментария  

Уважаемые пикабушники, увидел такой спонсорский пост, к сожалению, нет возможности откомментировать в нем, поэтому пишу здесь.

Пост как пост, рекламирует автотехцентр. Но бац - в середине поста рекламируются рамки перевертыши, чтобы избегать штрафов с камер. Друзья, разве это законно? Администрация, куда смотрим-то?)



*******************************************************************************

UPD: Добрый день.

Суть рекламного поста в работе автомастерской, а не в данных рамках.


Но поскольку такой материал вызывал негативную реакцию, мы временно его отключили и попросили отредактировать пост, убрав информацию про рамки.  © Admin

********************************************************************************

Спонсорский пост с нарушением закона? не реклама, Закон
5
7. Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
0 Комментариев  

Дорогие читатели, напомню, что я постепенно выкладываю воспоминания, которые мне прямо сейчас присылает моя мама.

Она пишет их понемногу и присылает как удается вспомнить и описать события, произошедшие с ней более сорока лет назад. Само по себе уже это нелегкое занятие, а с учетом того, какое сложное и тяжелое было детство, я с большим уважением отношусь к ее труду.

Испытания, выпавшие на ее долю, мне кажутся сейчас непосильными - смертельно больная мама, ранняя гибель отца, жестокость близких родственников и сплошная несправедливость. Знать эти истории мы должны хотя бы потому, чтобы любить и ценить своих родителей, которые несмотря на все обстоятельства смогли встать на ноги и воспитать нас.


Начало здесь: http://pikabu.ru/story/vospominaniya_moey_materi_detstvo_v_y...

Глава 2: http://pikabu.ru/story/2_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 3: http://pikabu.ru/story/3_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 4: http://pikabu.ru/story/4_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 5: http://pikabu.ru/story/5_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 6: http://pikabu.ru/story/6_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...


--------------

Глава 7.

По окончании второго класса нас на лето отправили в лагерь. Но, кажется, до лагеря я поехала к родственникам. Рано утром по дороге в райцентр меня оставили возле нашей деревни. Я дошла до двора дяди, а в дом войти побоялась. Села на не видном месте за амбаром со стороны улицы. Сижу, сижу потом лягу на траву. Раза два из дома прибегают малые детки, смотрят и убегают обратно. Во дворе дома через дорогу хлопочет женщина и время от времени смотрит в мою сторону.

Солнце уже печет и я перемещаюсь на другую часть амбара в тень и от усталости тянет в сон. Вдруг слышу разговор женщин. Соседка, обращаясь к другой говорит: «Вот я вижу дочь Ульяны, кажется, с самого утра сидит за амбаром, забрала бы к себе». Та отвечает: «А мне какое дело? Нужен мне лишний рот!» и проходит мимо. Я смотрю и вижу, что "ртов" у нее действительно много. Одного младенца на руках несет, другой чуть постарше за подол платья держится, а сама еще с большим-большим животом. Это была тетя Вера.


Под шумок со стороны дома приходит Матрена - жена дяди - и начинает удивляться и причитать: «Ха? Танечка сидит что ли, а что же в дом-то не заходишь?!» Так я стала жить у них. Утром встаю, умываюсь в рукомойнике около печки, вытираюсь, потом долго-долго делаю вид, что завязываю шнурки, сандалии, надеясь, что позовут ко столу. Самой подойти стесняюсь. Но никто так и не зовет, и я выхожу на улицу. Меня потом с ведрами отправляют за водой на озеро километра за полтора наверно. Нести было очень тяжело.


Жалко, что мамы нет рядом. Она на самом деле недалеко от нас, в больнице километрах в 5-6 наверно, но туда нельзя, не разрешают. Только перед возвращением в лагерь меня свозили к ней на свидание. Мне в то лето исполнилось девять лет. Маме 43.


Летом мы иногда ходим играть в соседский двор. Во дворе в маленьком домике отдельно от хозяев живет женщина. Все говорят про нее «кэрей, кэрей». Я не знаю, что это значит. Она всегда одна и все время молчит, будто немая. Я как-то побаиваюсь ее. "кэрей" это наверно что-то страшное, да и сама кажется странноватой. Только через много лет узнала, что она оказывается была кореянкой. В 50-е годы из Кореи много то ли беженцев, то ли пленных прибыло в Союз. Рассказывали, что их распределяли кого куда. Видимо так она и попала в нашу деревню. А молчала она из-за того, что языка не знала. У дяди с женой в то лето было трое детей. Младенец в люльке, мальчик трехлетний и старшая Лиза около шести лет. Она года на три младше меня.


Я пошла в третий класс. В середине сентября кто-то в класс принес одеколон. Во время перемены я намочила ватку одеколоном, подошла к Сене и ваткой тыкала Сене прямо в нос. Сеня то ли от неожиданности, то ли от обиды тут же резко ударил меня в живот. Я от болевого шока, падаю в обморок. Придя в сознание, вижу, что лежу на полу около батареи. Вокруг меня толпятся дети. Я встаю и со всеми иду на урок. Это был единственный случай, когда меня ударили.

Появились новые галстуки, шелковые. В этом году в пионеры вступают новенькие. Опять торжественная линейка. Мы поем: «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы – пионеры – дети рабочих! Близится эра светлых годов, Клич пионеров всегда: «Будь готов!»


Говорят, что наступит коммунизм и мы, или наши дети где-то в 2000 году будем жить при коммунизме. Я особо об этом не думаю, потому что слишком далеко это "2000".


В школе есть учительница танцев. У нее всегда ярко-красные губы, как наши галстуки,, и она курит папиросы как паровоз. Меня, Матрену, Машу и Тоню записали в кружок танца. Но скажу честно, никто из нас не имел ни малейшего таланта, ни музыкального слуха, ни гибкости. Может только "Буратино" станцевать. Более-менее справляется Тоня. Просто больше некого было выбирать. «И-и раз, и-и два, шаг вперед, шаг назад, ноги подняли! Ноги, ноги выше подняли, кому говорят!» Но нога упорно не хочет подниматься выше. Тогда она во гневе бормочет "ничего не умеют, руки, ноги вам только поломать".


К сожалению, она выпивала.


Наступили зимние каникулы. Меня семья одного учителя, а может, тогда он был завучем, взяла к себе домой. У них трое детей. Старшая из них моя ровесница, которая учится в школе для местных, но их почему-то не было, может быть уехали в гости. Уютная домашняя обстановка. В комнате у окна стоит довольно большая елка с гирляндами.


Кроме меня, в доме есть еще две девушки. Они надо мною шутят: «Таня, давай скорей просыпайся, уже утро наступило, а ну вставай!» Я спросонья вскакиваю и быстро-быстро одеваюсь, когда начинаю обувать валенки меня останавливают и говорят: «Ладно Таня, ложись обратно и спи, сейчас еще только вечер».


Одна из девушек, которая постарше, особенно меня смущает. Наутро я сажусь завтракать. "Старшая" уже моет посуду и ходит туда сюда между столом и буфетом. Я мажу хлеб маслом, беру с сахарницы кусок сахара и съедаю. Она вдруг говорит мне:


- Здесь только, что лежал сахар, это ты взяла да? А? Ты взяла? - И в упор смотрит на меня большими как два блюдца глазами. Я в недоумении. Через много лет я узнала, что "старшая" на самом деле моя двоюродная сестра по отцу. Мой отец и ее мать были родными братом и сестрой. (Однажды, лет через 10-12 я над ней также "пошутила").


Я как-то написала, что у дяди тогда было трое детей. Хочется немного рассказать о Лизе. Она старшая, вроде как не родная дяде. Помню ее всегда с ребенком, то на руках, то на спине, то у люльки. Такая серьезная, похожа на маленькую тетеньку. Я когда училась в восьмом классе приезжала на зимние каникулы. Мне 15, Лизе 12 лет. Вот родителей ее не было дома. Думаю, где-то на зимней ферме жили с некоторыми детьми, а с Лизой жила младшая сестренка около 6 лет.

Утром рано она топит печь, затем идет доить корову, заходит и будит сестру, в таз наливает воду и моет ей голову, насухо вытирает, потом одевает и уводит в детсад. Приходит оттуда и, раздевшись, сразу же месит тесто и ставит на теплое место на печи. Да еще успевает оладьи стряпать и мы завтракаем, почти молча.


Потом дневная дойка, потом вечерняя. Доить, поить, кормить. Еще куры были. Я один раз вызвалась как бы помочь. Зашла с ней в хлев, а дальше двери не иду, так как боюсь коровы. Помощница я никакая. Вечером Лиза поднявшееся тесто выливает в форму для хлеба, ставить в печь и ложиться отдыхать. Слышу, что задремала. Через некоторое время начинает распространяться запах свежей выпечки, я заглядываю в печь, начинаю запаниковать, а Лиза спит. Я подхожу к ней и тревожным голосом говорю: «Лиза, Лиза хлеб!» А она совершенно спокойно отвечает: «Знаю, Таня», как будто вовсе не спала. У нее как я поняла все под контролем. Потом встает, вытаскивает хлеб и только потом идет спать. Вот такой удивительно работящей девочкой была эта Лиза. Раньше в колхозе люди работали без выходных. Поэтому у многих детей родители почти дома не сидели. Уверена, что таких Лиз в то время было много. Сейчас, когда вижу просто праздно шатающихся подростков, всегда вспоминаю Лизу.

Показать полностью
2
Если ваше авто эвакуировали (Москва)
5 Комментариев  

Мы очень часто нарушаем правила стоянки автомобилей, что нередко приводит к эвакуации транспортных средств доблестными парковщиками.


Итак, квест начался в тот момент, когда я был очень сильно занят на работе, а если проще — заседал ;)

Ничто не предвещало беды, заседание проходило успешно, как вдруг внезапно, на мой телефон приходит вот такое сообщение:

Если ваше авто эвакуировали (Москва) Москва, эвакуация, штрафстоянка, гибдд, нарушение, длиннопост
Показать полностью 7
5
6. Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
1 Комментарий  

Начало здесь: http://pikabu.ru/story/vospominaniya_moey_materi_detstvo_v_y...


Глава 6.

Наступили летние каникулы. Все, кому было куда уехать, уехали. Интернат наш опустел. Я с некоторыми старшими девочками, среди которых Матрена, ночуем в каком-то амбаре, так как корпуса наши и школа закрылись на ремонт. Девочки помогают красить парты в серый цвет. Матрена кисточкой красит мои растоптанные сандалии, я не сопротивляюсь, потому что боюсь ее.

У всех девочек есть открытки-фотографии киноактеров (много из них по сей день играют), по вечерам девочки ими играют в "карты". Я наблюдаю, иногда с ними играю. Суть игры особо не помню, но кажется по типу конкурса красоты.


Кажется с середины лета мы опять оказались у родственников. Я с мамой живем у тети Веры, а Матрена с Петей недалеко от нас, через дорогу у дяди. Не знаю, почему все врозь. Наверно, потому что их самих было много и сразу всех нас приютить не было возможностей.


Я не хочу отходить от мамы, но Петя тоже хочет с мамой пожить. Мне предлагают на время поменяться. Я не соглашаюсь. Тогда они с Матреной идут на хитрость и говорят: «Если ты Танечка придешь сюда, мы тебе что-то о-очень интересное покажем». Я не хочу от мамы уходить, но это что-то "о-очень интересное" так и манит, любопытство берет вверх и я сдаюсь. Теперь я с Матреной, а Петя у мамы.


У меня на ноге болячки, которые прилипают к носкам. Вечером перед сном мне больно их снимать. Матрена заставляет снять, я отказываюсь, тогда она с всей силой вытягивает носки и снимает, отрывая корку от болячки. Я испытываю жуткую боль, и, стиснув зубы, едва сдерживаюсь, чтоб не разрыдаться. Я боюсь ее.


Снова поменялись местами; теперь мы с Петей вместе с мамой. Мне так хорошо с ней. У мамы длинные волосы. Она любит, когда я расчесываю и заплетаю ей волосы. Иногда она просит нас с Петей искать седые волоски и повыдергивать их. Мы порой ленимся и стараемся избегать сего занятия. Однажды нас отправили к озеру за водой. По дороге Петя в щели забора увидел заячий пух и его тут же осенила мысль подшутить над мамой. А давай говорит, как придем скажем маме: мы хотим белые волосы повыдирать, а сами выдернем черные волосики, и покажем вместо них этот пух.


Придя домой мы сразу же подбежали к маме и наперебой стали предлагать ей об этом. Мама села на стул и мы с двух сторон начали задуманное. По правде сказать, на самом деле седых волос почти не было. Мы из кармана вытаскиваем пух и показываем ей. Она сперва ничего не заметила, затем стала удивляться: «у-у надо же, как много стало седины». Под конец начала подозревать, что-то не так тут и зовет Матрену (жену дяди), проверить. Мы уличены, шутка раскрыта и все мы смеемся.


На краю деревни, где начинается лес, есть небольшой холмик. Там кладбище и плотина. Мы с Петей и другими детьми пошли туда. В лесу встретили какую-то женщину, которая стала кричать на нас. Все дети разбежались, я бегу за Петей, но не успеваю, падаю. Женщина догоняет меня. Она взмахивает над моей головой веточкой, как саблей и ругается. Я плачу и прошу отпустить меня. Она уходит, я бегу в ту сторону, куда побежал Петя. С холма смотрю, как Петя дошел до деревни. Я спускаюсь и тоже бегу.


Женщина когда ругалась, обещала нас потом найти. Дома мы рассказали маме. Кажется, на следующий день женщина пришла, а мама нас спрятала в подполье. Сидя там, мы слышали, как она кричала и ругалась на маму. Через некоторое время мама позвала нас, сказав, что она ушла. Что тогда случилось, чего такого мы натворили, что вызвали такой гнев со стороны той женщины не помню. Об этом наверное, никогда уже не узнаю.


Мама в амбаре перебирает вещи в сундуке. Сундук большой, вместительный, наверное отец сделал. Оттуда вытаскивает наши маленькие ботиночки, которые мы носили, когда мне был годик, а Пете три. Мы, глядя, умиляемся. Мама начинает еще искать мои волосы, говоря, что они у меня были совсем светлые, что с трудом сейчас верится. Мы с Матреной обе смуглые, а вот мальчики беленькие. Мишу я не помню, а Петя был белый как мыло. Волосы мои мама так и не находит.


В другой день мы пошли пешком в райцентр к нашему старому дому, который мать продала лет пять тому назад. Дом наш был уже другой, с пристройкой. Обратно мы шли почему-то с табуреткой. Может, мама тогда оставила, сказав, что заберет попозже, да и в память отца. Раньше в доме все было сделано его руками. В августе мы опять поехали в интернат, а мама на лечение.

Начался новый учебный год. После уроков мы ходим на замершее озеро кататься. Лед еще тонкий, прозрачный, но нас выдерживает. Мы скользим по нему кирзовыми сапогами. Зимой оттуда вытаскивают большие плиты льда и выгружают у столовой. Края льда, по которым прошлись собаки по малой нужде, откалывают, и заносят в пищеблок в бочки. Лед тает и готов к приготовлению пищи.

Поваров делим на добрых и строгих. Мне нравится горбушка хлеба. Если попадется мякоть, иду менять на корку (по случаю вспомнила фильм, который смотрела в тех годы: "Республика ШКИД" называется. Особенно эпизод где новенький мальчик "ростовщик", а другие мальчики смотрят на него и говорят: "Рокфеллер, собака").


Конфеты и печенье кладут на общую тарелку. Мы делим их поровну, а если останется одна конфетка, то на счет три показываем пальцы кто сколько хочет, потом все суммируем и считаем до этой цифры, и на ком остановится счет, тот и берет последнюю конфетку. Я не сладкоежка, поэтому особо не переживаю. Конфеты раньше были вкуснее.


Осенью впервые была на похоронах. У доброй поварихи умер один из близнецов, наш ровесник. Мы их не знаем. Они из местной школы. Потом похоронили одну учительницу, а затем у воспитательницы умер годовалый сын. На похоронах играет духовой оркестр. В дни траура становится особо тихо, никто не шумит, все разговаривают шепотом.



К ноябрю нас приняли в пионеры. В спортзале торжественная линейка. После того как нам завязали красные галстуки, старшая пионервожатая произносит слова: "К борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» Мы хором отвечаем: «всегда готовы!» и, поднимая правую руку ко лбу, отдаем честь. Таковы правила. Отныне всюду в ходу слова: "честное слово пионерское". «Правду говоришь?» - «Да». – «Честное слово пионерское?» - «Да, честное слово пионерское». Затем кто-то из детей придумал после "пионерское" «Ленин, Сталин».


В школе есть пристрой, даже не пристрой, а скорее запасной выход. Одна дверь с улицы и проходит через маленькую комнатку 3-4 кв. м. под лестницей в школу. Вот из этого помещения сделали малюсенькую квартиру, где жила семья. Отец семейства кочегарил в школьной котельной, а мать работала уборщицей. У них четверо детей.


Мы за час до ужина к часам пяти собираемся в класс для выполнения домашнего задания. Однажды, когда мы стояли в коридоре, к нам присоединилась девочка-наша ровесница, которая жила в этом самом домике. Мы познакомились, и она вошла с нами в класс. Наша учительница спросила: «как тебя зовут?» Отвечает: «Поля».


Она училась в местной школе. Учительница говорит: «А ты приходи к нам учиться». Со следующего дня Поля стала жить и учиться с нами. Такая же, как и некоторые из нас, маленькая, худенькая, ничем не приметная, как-то тихо и незаметно стала главной, а рядом с ней "тройка" более приближенных. Нет, она не командовала, никого не обижала вроде, но странно как-то возвеличили ее. Когда собирались в кино начинается: «Чур! я по правую сторону с Полей буду сидеть», а кто говорит: «А я по левую». Как правило "левая и правая" всегда занята. Я особо не претендую. Мне со всеми одинаково не плохо.


За все время, сколько лет жила в интернате никто из детей меня не обижал, ни разу не били. Только мальчик один раз ударил, но об этом попозже. А Пете, как мальчику доставалось. К тому же сам был больно шустрый, выдумщик на всякие шалости. Я очень жалею его. Сразу вспоминаю маму, когда обижают его.


Иногда во время большой перемены Поля берет с собой "тройку" домой, откуда по всей школе распространяется вкусный запах лепешек. У нас в столовой не стряпают. И молочных продуктов не едим, кроме сливочного масла. Да вот еще не знаю, кто первый придумал:" Ленин, Сталин, Поля".


Я в одно время летом немного пожила у них. В шестом классе ее "свергли". Все вдруг стали вспоминать старые какие-то обиды, жаловаться. В итоге она перешла обратно в свою школу. Во взрослой жизни мы встречались, приезжала ко мне в гости.

Показать полностью
6
5. Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
0 Комментариев  

Глава 1: http://pikabu.ru/story/vospominaniya_moey_materi_detstvo_v_y...

Глава 2: http://pikabu.ru/story/2_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 3: http://pikabu.ru/story/3_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 4: http://pikabu.ru/story/4_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...


Глава 5.

Однажды к нам в комнату вошла девочка из старших и дает мне задание по математике. Решай, говорит, а это было умножение, которого мы еще не проходили. Она сердится на меня, ругает. Я боюсь ее. Это была Матрена. Я ее совсем уже не помнила.

Наступил праздник октябрьской революции, по случаю которого нас приняли в октябрята. Также мы закончили Букварь и по этим событиям в клубе устроили концерт, но сперва был доклад, затем награждение лучших учеников. Когда назвали мою фамилию, я так разволновалась. Вручили подарки - альбом для рисования, цветные карандаши.


Потом мы показали номер, где я выступила в роли докладчицы, стою за трибуной и читаю: "Начиная с буквы А и Б . . . ", а остальные дети каждый держит на руке огромную букву и каждый рассказывает про свою.


На октябрятском значке фотография маленького В. Ульянова. У второклассников есть девочка, которая на мой взгляд похожа на него. Такая же форма лица и кудрявая.


Однажды в школе всем раздали четырехугольные жетоны из картона на веревочке. Посередине школьная печать. Мы его носим на шее. Смысл жетона состоит в том, что если кто нарушит школьный порядок или плохое поведение, то сперва делают просто замечание, а дальше уже подрезают сперва один угол, затем второй. . . У меня один угол подрезали. Я от этого сильно стыжусь, переживаю, что мама услышит и огорчится. Дети говорят: «О, смотрите у Тани нет одного угла». Позор свой ношу на шее и снять нельзя. А вот в чем я провинилась и насколько длилось такое наказание, того не помню.


Я в школу, не пошла так как болею. Один глаз опух, ничего не вижу. Из болячки течет гной с кровью. Фельдшер приходит мазать. Она приезжая, откуда-то из Подмосковья, кажется, говорили. Муж местный. Она очень добрая, рыжая. Мне все время хочется ластиться. Дает витамин голубого цвета. Раньше такие были.


По вечерам смотрю на небо и становится страшно. Почему-то кажется в это время над нам летит самолет со шпионом. В каком-то фильме такое смотрели.


Еще я все время боюсь проходить мимо старой школы, где учились местные дети. Обойти ее никак невозможно. Школа дореволюционной постройки. Дети рассказывают всякие страшилки. Говорят, что однажды, когда уборщица мыла полы, вдруг появился пестрый теленок и накакал на ее сапоги.


Наступил новый год. В спортивном зале поставили огромную елку, которая кружится. Много-много всяких разных ярких игрушек. Для меня это первая елка. Устраивали в садике елку или нет, не помню, в памяти не осталось. Я с некоторыми девочками - снежинка. У нас белые платья, сшитые из марли. Мы кружимся вокруг елки, танцуем. Потом Дед Мороз раздал подарки. В этот день все – и взрослые, и дети становятся особенно добрыми.


На стене висят новогодние стенгазеты. Каждый класс выпускает свою. Я с интересом смотрю на яркие рисунки. На них почти всегда присутствовала тема космонавтики. Вот новый год-мальчик летит на ракете и еще много чего.


В подарках шоколадки, всякие карамельки и яблоко, которое я видела только в книжках. Раньше не было спец. транспорта для перевозки овощей и фруктов, поэтому они почти всегда замершие. Капуста, например, всегда была только замороженной.


Начались зимние каникулы. Некоторые дети уехали по домам. За нами никто не приехал. Скучаю по маме. Петя живет в другом корпусе. Его почему-то прозвали "вафлей". Только по прошествии многих лет узнала причину. Как-то мы сидели и вспоминали кто как, и на чем впервые приехал здесь. Одна девочка говорит, что ехала с нами на том грузовике и, что Петя всю дорогу ел вафли. Но вафли не те, что продаются сейчас в магазине сладкие, а из теста. Оказывается, наша мама нам в дорогу испекла. Была, да и сейчас есть вафельница с ячейками. Туда заливают тесто как на оладьи и ставишь на огонь. Очень вкусные получаются. Бедная моя, добрая мама, сама того не зная, стала участницей такого прозвища для сына.


Зимой мы ходим в телогрейках и валенках, а на голове шапки-ушанки, весной и осенью кирзовые сапоги. Никто ничем не выделяется. Даже Дуняша, она на самом деле очень простая по характеру, спокойная Они с Юлей из многодетной семьи, поэтому тоже живут в интернате.

Наша школа и школа местных детей стоят почти рядом, но самих детей почти не было и не слышно. А школа-то была средняя, как и наша. Я до сих пор не знаю, как они жили, учились. В неделю три раза детям в сельском клубе показывали кино. Там только можно было их заметить. Не было никаких разборок, драк.

Показать полностью
7
4. Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
0 Комментариев  

Глава 1: http://pikabu.ru/story/vospominaniya_moey_materi_detstvo_v_y...

Глава 2: http://pikabu.ru/story/2_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...

Глава 3: http://pikabu.ru/story/3_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...


Мама опять со мной. Она шьет мне пальто. Потом зовет меня на примерку. Я подхожу к ней. Она говорит: «А ну-ка Танечка надень-ка», смотрит, наклоняя голову налево, направо, «а теперь походи». Я молча исполняю, а мысли мои далеко, в садике. Там в тот раз две девочки пришли в новеньких плюшевых шубках. Шубки яркие, у одной темно-красная, у другой фиолетовая, на ощупь мягкие, гладкие. Я тоже хочу такую шубку. Мама не знает об этом. Мне мама купила красные валенки, а весной резиновые сапоги голубого цвета.


Дед как-то незаметно исчез из моей жизни; оказалось, в то время дед умер, о чем я узнала позже, будучи уже взрослой.


Я еще забыла рассказать еще пару историй, когда дед был еще жив. Однажды вечером, после того, как электричество отключили, при свете керосинки тетя, дед и еще кто-то разговаривают шепотом, и за столом разделывают зайца. Я играю в комнате. Вдруг слышу дверь открывается и голос мужчины: «здравствуйте, как поживаете, чем занимаетесь»?


Я выбегаю из комнаты, смотрю, на столе все чисто и никакого зайца и говорю: «Ха, а зайца-то куда дели? Только что лежал здесь. А-а? куда зайца дели?» На минуту все замолчали и вдруг так прыснули от смеха вместе с гостем. Оказалось, в ту осень охота на зайца была под запретом, а по вечерам по домам ходил проверяющий. А мои, когда услышали скрип приближающихся шагов по снегу, быстро-быстро успели все убрать, спрятать и сидели как ни в чем не бывало. А я их выдала.


Как-то зимой, когда дед еще был жив, я как-то почувствовала себя уже большой и попросилась в туалет на улицу. Мама соглашается. Я пошла почему-то не во двор, где стоял туалет, а решила выйти за двор и пойти ближе к лесу. Там было так много ворон, они кружились над моей головой и так каркали, что мне стало страшно, как в фильме Альфреда Хичкока "Птицы", но я себя успокаиваю: я уже большая и я скоро пойду в школу. Когда я вернулась, мама открыла дверь, помню, что я плакала из-за того, что чуть не обморозила ручки, а мама с тетей почему-то хохочут. Оказывается, в этой истории было дополнение, о чем я не помню. Мама потом рассказывала. Дед в это время на улице топором рубил мясо, и, когда я проходила мимо него, решил подшутить. Я мало того, что вошла замершая, да еще обиженная и всхлипывая говорила: «А дед Егор позвал меня, постукивая пальцем: чок-чок-чок, как будто я собака».


Летом в садик иногда провожает и приходит за мной Петя. По дороге мы играем. Ловим кузнечиков и кидаем в яму, наблюдаем, смогут они оттуда выпрыгнуть наверх, или нет. Кузнечиков делим на моих и на твоих. Устраиваем как бы соревнование. Петя говорит: «Если ко рту кузнечика поднести палец и сказать: «а ну-ка плюнь на палец», то он плюнет».


Осенью я должна идти в школу. Нас с Петей распределили в интернат. Дядя Николай везет меня на велосипеде в больницу на рентген. Мама держит меня за ручку.


Мы прогуливаемся, по дороге она меня наставляет: ничего никогда ни у кого без спросу не бери, никогда не обманывай и слушайся взрослых, учись хорошо. Насчет "без спросу" это было как табу. Можно сказать, на всю жизнь.


В конце августа 1962 года мы поехали в другую деревню, где находился интернат. Как нас собирала и проводила мама, в памяти не осталось. Помню, как мы едем на кузове грузовой машины. Кроме нас едут еще несколько детей и взрослых. На кузове сделали из досок сиденья, кому досталось место, те сидят, остальные стоя. За машиной клубится дорожная пыль.


В деревне, куда мы приехали, есть: три жилых корпуса для нас, две школы - одна из них двухэтажная, столовая, магазин и сельский клуб.


В корпусах печное отопление. За печкой - хозяйственная комната. На столе стоят большие, тяжелые чугунные утюги. Надо щипцами из печки достать красный уголь и положить в утюг, а когда остынет, то раскачать его туда-сюда и уголь опять краснеет. Я не думаю, что мы первоклашки сами всегда гладили так, возможно, это был просто разовый случай и мы только из любопытства брали эти утюги.


Одноклассница рассказывала потом, какой меня запомнила, как я сидела на кровати, держа в руках иголку с длинной-длинной ниткой и зашивала наволочку.


У меня была лента, которую раньше почему-то называли газовой. Я, кажется, потеряла ее. Однажды воспитательница заплетает мне волосы, а ленты нет. Она зовет девочку Нину, которая из местных, но живет с нами и берет ее ленту капроновую, разрезает пополам и делает мне бантик. После, в коридоре Нина показывает мне кулак и грозится пожаловаться своей маме. В старших классах мы с ней потом смеялись, вспоминая тот случай.


В середине сентября, когда дни еще стояли теплые, воспитательница повела нас на горку. На руке она держит стул и ножницы. Там она по очереди всех нас подстригла налысо.


Будучи уже взрослой, я видела фото у одноклассницы, где мы три лысые девочки стоим у памятника героям войны. На 9-го мая там делали митинг и факельное шествие. К палкам пригвоздили жестяную консервную банку, на нее наматывали тряпку, смоченную в керосине и сжигали. Это потом, а пока только первый раз, в первый класс.


После стрижки мы с мальчиками выглядим одинаково. Учиться мне нравится. Мы с Ваней сидим на первой парте впритык к учительскому столу.


Мне очень нравится, когда учительница заходит в класс с картинками, где написаны слова, учимся читать по слогам. Иногда мы с Ваней хватаем друг друга за щеки и прижимаем все сильнее и сильнее. Я не выдерживаю и плачу от боли и поражения. Учительница говорит: «Опять Танечка с Ванечкой дерутся». Она добрая, никогда не ругает. не кричит.


После уроков воспитательница позвала нас подобрать "новые" ботинки. Одна пара ботинок, как мне показалось, новее, стоит чуть отдельно. Я беру их и начинаю примерять. Воспитательница говорит: поставь их на место - они для Дуняши (Дуняша самая красивая в классе), возьми с общей кучи. Пока я возилась с "Дуняшинами", остались самые старые.

Показать полностью
6
3. Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
1 Комментарий  

Глава 1: http://pikabu.ru/story/vospominaniya_moey_materi_detstvo_v_y...

Глава 2: http://pikabu.ru/story/2_vospominaniya_moey_materi_detstvo_v...


Глава 3

В садике моя кровать стоит под окном. Летом она открыта. Я долго не могу спать, так как боюсь сумасшедшую женщину, про которую услышала разговор людей. Я не знаю, что это такое, но, судя как шептались, я поняла, это наверное, что-то страшное, о чем они говорят. Я боялась смотреть в сторону окна. Казалось, что вот она стоит и смотрит на нас.

Рядом с садиком есть больница. Я лежу там и мне дают пить фиолетовую воду - полную банку. Мне противно, не хочу пить, отказываюсь, но почти насильно заливают в рот. Возможно, тогда было пищевое отравление, а дали пить марганцовку. А потом мы с Петей прямо из садика едем на машине в райцентр. У нас гепатит. В палате нас трое. Рядом со мной лежит женщина. Она передвинула тумбочки и время от времени что-то там делает. Это потом догадалась, что она там садилась на горшок. Стеснялась нас.


Несколько раз в день во время укола я устраиваю концерт. Как-только увижу, как медсестра заходит со шприцом, я хватаю свои синие рейтузы и начинаю махать ими. Медсестра на помощь зовет санитарку, еще кого-то и так двое-трое, одна за ногу, другая за голову держа, ставят укол. Я изо всех сил ору на всю больницу. Потом пришла мама и с ней девочка. Это была Матрена (сестра). Возможно, тогда у них были зимние каникулы. Я ее уже не помнила: прошло три года, как они уехали, а мне было тогда чуть больше двух лет.


Потом они опять исчезли. Мама тогда, видимо отпросилась с больницы, чтобы встретиться со мной. У деда была дочь, тоже Таней звали, не знаю сколько лет ей было тогда. Может, около двадцати пяти или под тридцать. Строгая, даже злая. Мы с ней спим в одной комнате. Я рядом с дощатой перегородкой за которой с той стороны спит дед. По ночам он скрипит зубами. Мама потом вспоминала, как я рассказала ей о том, что дед по ночам грызет сахар.


Я часто по вечерам долго плачу. Так долго, что настоящий плач сменяется на искусственный. Мааа-ааа ыыы-ыыы. Зову маму. А ее нет и нет. Дед за перегородкой ворчит. Наконец, уже кричит. Говорит, вот, возьму сейчас ружье, выведу на улицу и пристрелю как собаку, негодная девчонка. На счет ружья он не шутил. Оно висело на стене. На зайца он точно ходил.


Стук кулаком об стену и ружье действуют на меня, я перестаю плакать и засыпаю. Дед на самом деле не был злым. Мы с ним часто одни дома. Я играю возле него и наблюдаю за его работой. Он плотничает. Делает скамью. Дерево мажет клеем, похожим по цвету на пчелиный коричневый мед или на янтарь. Иногда чистит то самое ружье. Мне дает патроны и маленькие горошинки поиграть. Иногда чистит газетой керосиновую лампу от копоти.


Раньше электричество давали до 8-9ч вечера, а дальше уже или керосинка, или свечи. Как-то вечером тетя Вера вдруг так расщедрилась, и настырно предлагает есть суп с вермишелью на дне кастрюли. Я не хочу есть, так как увидела много-много волосинок.


В садике кормят хорошо. Я почти всегда все съедаю. В крайней комнате с отдельной дверью с улицы на полочках стоят наши горшки. Горшки не путаем, берем строго по рисунку. Однажды я встала на стул, ухватилась за верхний край двери, качнулась или кто-то из ребят толкнул, и дверь со всей силой захлопнулась. Я поднимаю дикий крик: восемь пальцев в крови.


По возвращении с садика подвергаюсь допросу. Оказалось, тетя Вера потеряла золотые, как она говорит, часы. Сейчас думаю, золотыми они, конечно, не были наверняка, тем более, у простой доярки. Даже простые часы не все имели, а в основном интеллигенция может и имела. Она считает, что я взяла их поиграть и потеряла. Ищи, говорит. Я совсем по-взрослому пытаюсь анализировать. Думаю, как же так? Меня же не было и про часы никто никогда не говорил. Я оправдываюсь. Ищи, ищи говорит. На улице за двором лежат бревна. Я долго, долго то сижу на них, то хожу по ним, заглядываю в щели между бревнами в надежде найти эти часы. А вдруг, думаю, тетя Вера нечаянно уронила здесь, а я найду, меня похвалят и не будут ругать. Так ничего не находя, в страхе захожу в дом и допрос с руганью продолжается.


Ничего не добившись она переходит к угрозам. Вот, говорит, вызову с райцентра милиционеров с пистолетом, и они тебя расстреляют, если не скажешь, где спрятала часы. На следующий день идем по соседям. Там она пристыжает меня перед ними и опять, вот, милиция, вот, ружье, расстрел, все слушают, чмокают, как тебе не стыдно! Не знаю, нашли ли они часы и что было дальше, уже не помню, как говорится об этом история умалчивает. Но на этот счет у меня есть своя версия, хотя, может, и ошибочная.


Через какое то время в доме переполох. Все суетятся. Тетя Вера выходит замуж. Свадьбу справили дома. Мама рядом со мной. Никто не ругает меня. Других детей, кроме меня, нет. Меня ставят посередине и просят спеть. Я что-то мямлю. Никогда не умела петь, да и на всю родню певчих не было.


Мама скоро опять уехала. Зато теперь дома появился новый человек. Зовут его Петр, а фамилия Явловский. Он почти рыжий и глаза светлые. На лицо абсолютно русский. Правда, по-русски не говорил. Наверное, из потомков польских ссыльных. Я очень стесняюсь его. Мне кажется, тетя как-то добрее стала. Вечером собирается меня купать. Я отказываюсь раздеться, говорю, Петр увидит. Из простыни делают занавеску. Ну, давай, раздевайся и залезай в таз, говорит тетя. Я опять за свое, пусть Петр пока уйдет к соседям. Они смеются.

Показать полностью
9
2. Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
2 Комментария  

[url=http://pikabu.ru/story/vospominaniya_moey_materi_detstvo_v_y...]Глава 1[/url]


Глава 2.

Мама лежит на кровати и отбивается от какой-то женщины, которая то ли бьет ее, то ли что-то пытается у нее отобрать. Мама кричит. Мы с Петей плачем, сидя на полу. Мне года три, Пете пять. Лет через семь я спросила у мамы, что тогда случилось. Она стала рассказывать, как мы жили раньше. Отец был очень работящим человеком. Только и говорили что - Семен сделает, Семен пойдет, Семен не откажет Семен справится... Он был награжден медалью за трудовую доблесть в тылу во время войны.


Мама шила, вязала, вышивала. Судя по старым фотографиям, и нас одевала довольно неплохо. Она была очень чистюлей. Я помню, что у нее даже валенки были белые, а не черные, как обычно. Одна дальняя родственница вспоминала, что у нас часто были гости и отец будучи простым рабочим, гостей встречал исключительно в белой и глаженной рубашке.

После смерти отца с нами жили родственницы. Мама принимала всех. И в одно время гостила какая-то незнакомая женщина из города.


Мама была приемной дочерью, а после смерти отца захотела вернуться к родным в другой район. По этой причине решила продать дом, и поделилась идеей с гостьей. Та одобрила, сказав, что если что, в городе проездом, мы можем остановиться у нее. В моей памяти осталось, что у нее был коричневый плюшевый полушубок. Мама продала дом, как потом выяснилось, по неграмотности своей, да и простоте почти за копейки.


Летом, продав дом и взяв с собой деньги, мы поехали в другой район, и в городе мама нашла ту женщину. Вот она-то и ограбила мать тогда. Я помню, как мы потом были в милиции и мама сидя на крыльце, все плакала. Оказалось, та была вообще бродягой и квартира не ее. Саму так и не нашли. Тем не менее мы каким-то образом все-таки полетели, сперва на самолете, потом на вертолете, где русский дядька угостил нас сушкой, а в столовой я в первый раз увидела белый пряник, от которого меня тошнило.


Мама таскала с собой наш горшок. Потом через какой-то ручей вброд перешли на другой берег. Меня какой то мужчина нес на спине. Смотрю, и маму так же несут на спине, я была в ужасе. Хочется плакать - она же большая. Я, конечно в три года не понимала, что она болеет а вода горная, холодная. Вода была кристально чистой, а под водой и на берегу разные камни. Мы потом на берегу с Колей играли и прыгали с камня на камень.


Зимой мама приехала за мной, чтобы я пошла в детский сад. Ехали мы на лошади, запряженной в сани, закутанные в одеяло. Петю тоже где-то забрали. Он, кажется, жил с другими родственниками. Помню, как он поправлял мои волосы, которые падали мне в глаза.

По дороге остановились в какой-то деревне и в гостях я в первый раз увидела яйцо. Может быть, и раньше видела и ела, но в памяти осталось именно это.


Мама с Петей то появлялись, то исчезали из моей жизни. Причину узнала только когда стала взрослой. <причину она так и не написала>

Я опять живу теперь у дальних родственников. Хожу в садик на шестидневку. В понедельник дед меня и несколько соседских детей на лошади везет в садик, а по субботам забирает. Садик находится в соседней деревне на расстоянии около 3-км. В садике на стене висит портрет Ленина. Мне всегда казалось, что у него на руках новорожденный ребенок в пеленке.Потом в школе узнала, что это был его галстук.


В садике я почему-то всегда плачу.


На этажерке сидит красивая кукла с волосами и бантиком. У нее длинные ресницы и голубые- голубые глаза. Я такую еще не видела никогда. У меня есть кукла дома, большая, только вся пластмассовая. На фотографии я с ней сижу с таким недовольным лицом. Мама потом сказала, что фотограф тогда зашел к нам в тот момент, когда я в тазу стирала платье куклы, а я не хотела с голой куклой сниматься. Мама старалась покупать нам игрушки. Помню у меня были кроме куклы швейная машинка, телефон бирюзового цвета, жук на веревке, который, когда крутишь над головой, жужжал. Еще заяц, тоже из пластмассы. У Пети грузовая железная машинка на веревке.


Так вот в садике никому не разрешали и не давали играть той куклой. А мне так хотелось хотя бы чуть-чуть подержать поиграть - но не дают. Я плачу долго-долго, сидя и лежа на полу. Наконец мне дают на минутку подержать, и я успокаиваюсь.


Как-то в спальне у печки стоит девочка без трусиков. Я была просто поражена так как первый раз увидела себе подобную в таком виде. Дети говорят, что она описалась, и ее поставили в угол. Мы в горшок садились, конечно все вместе, и мальчики, и девочки, но никогда не обращала внимание, наверно.


Зашло вроде неплохо, продолжаем.

Показать полностью
36
Воспоминания моей матери (детство в Якутии)
4 Комментария  

С недавних пор мама начала передавать мне свои воспоминания, я постарался оформить их. Возможно, кому-нибудь будет интересно. Все имена по ходу текста изменены, некоторые события я буду опускать.


Моя мама родилась в одном из далеких якутских сел. У нее было тяжелое детство, пожалуй, как у многих детей, родившихся в первое послевоенное десятилетие. Отгремевшая война забрала на восстановление многие силы у советского народа. Все, что описано в серии этих постов - сущая правда, какой бы тяжелой она ни была. Порой, слушая ее и читая эти тексты, у меня самого наворачивались слезы на глаза. Она пережила многое - раннюю смерть родителей, детдом, тяжелые условия жизни, но тем не менее, она смогла вырастить меня таким, какой я есть. За это я ей безмерно благодарен.

Воспоминания мамы, как у всех, отрывочны поначалу, когда ей было совсем мало лет, и приобретают все большую стройность с ее взрослением.

Итак, передаю слово маме.


=====


Глава 1.


Отец умер, когда мне было два года. Смутно помню как он больной лежал на кровати громко стонал и звал "Матрена-а-а". Матрена - моя сестра. Она старше меня на пять лет.

Мы все четверо - братья Мэхэчи, Петруша, сестра Матрена и я - выбегаем в страхе из комнаты прочь.

Очень хорошо помню в доме и во дворе где что и на каком месте стояло. Рядом с домом почти впритык ко двору озеро. У нас были коровы. После смерти отца с нами жила тетя по маминой линии - Марфа. Мы куда-то идем. Петя за руки с мамой, меня несет Марфа. Я плачу. Хочу к маме.

Вечером мама с Марфой куда-то собираются идти. Мы с Петей сидим на кровати и страшно громко плачем, видимо, не хотим отпускать. На улице темно. Нам показывают в окно, как какой-то мужик ходит у костра и пугают, говоря, вот стоит отрезатель уха у плаксивых детей. Мы от этого еще пуще орем. Сейчас смешно, конечно, понимаю, что сосед просто мусор сжигал. Раньше всех детей так пугали.

По рассказам мамы да и родственников, говорить я начала рано и четко. Мама осталась с четырьмя детьми вдовой. Мэхэчи и Матрену определили в детдом. Мама собирает их. Я тоже хочу с ними ехать. На полу стоит таз с водой, я пытаюсь мыть голову.

Приехала машина. Меня не взяли, и я горько плачу от обиды.

Старшего брата я больше никогда не видела. По рассказам мамы, он как-то упал в яму, покалечился, стал инвалидом и умер рано. Мама с того времени почти не выходила из больницы.

В моей жизни всегда не хватало мамы. В детстве, в отрочестве, в юности и даже сейчас.


Мне 4-е годика. Живу у дяди Николая. Он родной брат отца. Мама опять в больнице, точнее, в тубдиспансере. Однажды меня дядя за что-то порол ремнем. Я кричала и звала маму. Я почти на целый день оставалась одна. Боюсь мышей.


Нас с Петей ищут и находят в амбаре с мукой.

Наверное, Петя предложил спрятаться, а охранник не видел и закрыл на замок. Петя был мальчик шустренький.

У мамы красивая брошь в виде красных ягод. Кто-то из детей постарше позвал меня и просит эту брошь на обмен. Я соглашаюсь и мне достается...соска. Мама, узнав, огорчается и стыдит меня - ты же уже большая девочка, зачем тебе соска.

Через какое-то время мама хочет возвращаться обратно. Но, будучи ограбленной, и, потратив остаток денег, нет возможности уехать. Мы за игрой слушаем разговор мамы с родней. Предлагают на время оставить одного из детей.

Мама потом вспоминала, как мы с Петей тайно друг от друга подходили к ней. Петя говорил-"Пусть Таночка остается, а меня бери с собой". Потом подходила я - "Мама, будь человечней, не оставляй меня, пусть Петя остается".

Мама очень пожалела нас обоих и каким-то образом мы вернулись в родной район.

Как я ранее писала, язык у меня был, как говорится, подвешенный. Взрослые всегда задавали мне всякие разные вопросы, чтобы умиляться и посмеяться. Спрашивают - "Ну, Танечка, как там вам, понравилось?" Я отвечаю "не-ет" и морщусь. А почему не понравилось, спрашивают. Я отвечаю - "Потому что у них дома пахнет насекомыми". Сейчас думаю, наверно, пахло шкурами, так как, помнится, что кто-то, сидя перед печкой, сдирал кожу горностая.


Пока все, посмотрим, как зайдет. Еще много продолжений. Фотографии для составления атмосферы, баянометр ругался на картинку.

Воспоминания моей матери (детство в Якутии) Мама, текст, воспоминания, деревня, якутия, детство в якутии, длиннопост
Показать полностью 1
40
Избирательная система в США, или как же они пришли к этому?
3 Комментария  

На фоне инаугурации Трампа и волны постов про его победу в одном из постов разгорелась нежаркая дискуссия о том, что такое выборы в США, и как они проходят.

Вот ссылка: #comment_79926350

Ну а поскольку я обещал запилить пост, начал я его писать, потом собирать материал, и пока в интернете ковырялся, обнаружил, что очень подробное исследование уже написали. Поэтому я решил просто поделиться этим исследованием.

Внимание, очень длинный пост.


Истоки

В далеком 1787 году представители 12 колоний собрались в Филадельфии дабы создать новую структуру общенационального правительства. Старая, в виде Статей Конфедерации, к тому времени совершенно дискредитировала себя, и всем было ясно что объединенным колониям нужно что-то новое.


Основной вопрос, который встал на Филадельфийской конвенции – как именно должна распределяться власть между штатами в новом правительстве? Штаты с большим количеством населения – например Нью-Йорк и Вирджиния – выступали за систему в которой в федеральном правительстве штату давали власть пропорциональную его населению. Но малые штаты боялись что в такой системе их мнение будет совершенно игнорироваться – собственно именно по этой причине Род-Айленд решил бойкотировать Конвенцию – и предложили свое решение, в котором у каждого штата имелся бы равный вес в решении федеральных вопросов (именно так работали Статьи Конфедерации).


В результате представители штатов пришли к т.н. "великому компромиссу", при котором в нижней палате Конгресса представительство было бы пропорциональным населению штатов, а в верхней каждый штат был бы представлен двумя сенаторами. К слову многие отцы-основатели были противниками прямых выборов в верхнюю палату, и считали что сенаторов должны избирать конгрессы штатов, а не население, аргументируя это тем что во-первых избиратели не будут как следует знать своего сенатора и будут делать выбор на основании ненадежной информации, и во-вторых что в правительстве обязаны быть меритократы которые независимы от мнения толпы (например так считал Джефферсон).


Те же настроения преобладали и при определении процедуры выбора президента. Было решено что единственное что потребует Конституция США от штатов – это назначение выборщиков; сам метод назначения отдавался на откуп штатов (и до сих пор является их привелегией). Сделано это было с прицелом на то что в некоторых штатах этих выборщиков будет назначать законодательное собрание штата, тем самым несколько изолируя пост президента от настроения толпы. В силу того что сторонники прямого голосования потратили свой политический капитал на выбивание прямых выборов в верхнюю палату Конгресса, было решено "отдать" пост президента меритократам – тем более что отцам-основателям пост президента виделся близким к тому чем он является во многих парламентских республиках сегодня – с четко очерченными и весьма урезанными полномочиями; реальная власть должна была быть у Конгресса. Могущество исполнительной ветви сегодня, когда президент может де-факто обьявлять войны и принимать законы (executive orders), привело бы отцов-основателей в шок. Ну да это тема для другого поста.


Продолжая логику "великого компромисса", количество выборщиков каждого штата определялось по формуле "количество представителей в нижней палате + два сенатора". Т.е. каким малым не был бы штат, ему полагалось как минимум три выборщика, но при том размер населения все же влиял на вес голоса штата.


И еще о размере населения. Согласно другому достигнутому в ходе Конвенции компромиссу, было решено учитывать раба как 3/5 свободного человека при определении пропорционального веса голоса штата в Палате представителей, и следовательно и в институте выборщиков – на этом настояли рабовладельческие штаты, ибо рабовладельцы считали что количество рабов в штате должно каким-то образом учитываться при распределении федеральных средств. Это было еще одним аргументом за систему выборщиков – никто не собирался давать рабам право голоса.


Дальнейшая эволюция


Меритократия при выборе выборщиков долго не продержалась. В выборах 1792, 1796 и 1800 годов большинство штатов назначали выборщиков в своих законодательных собраниях. К выборам 1812 года уже только половина штатов делала это. В 1832 остался только один штат не выбирающий выборщиков прямым голосованием граждан и вместо этого назначающий их в своем законодательном органе – Южная Каролина; там данный метод продержался до начала Гражданской войны в 1860. Последний в истории США случай когда выборщики были назначены законодательным собранием штата – в 1876 году, в только что созданном штате Колорадо, где на прямые выборы не было ни денег ни времени.


Ну и про число выборщиков. Изначально Конституция поставила требование, что в Конгрессе США должен быть представитель на каждые тридцать тысяч населения. Со временем, в силу динамики роста населения, стало ясно что очень скоро это сделает размер Палаты чересчур большим (к примеру на настоящий момент в Конгрессе США служило бы более десяти тысяч конгрессменов), и потому в 1911 году решено было ограничиться 435 представителями, и перераспределять их между штатами каждые десять лет, после ценза населения.


Нынешняя система


Итак, сначала взглянем на то как распределяются голоса выборщиков между штатами. "Gained / Lost" на карте имеет отношение к очередному перераспределению голосов выборщиков после недавнего ценза 2010 года.

Избирательная система в США, или как же они пришли к этому? выборы, США, трамп, клинтон, штаты, длиннопост, политика, история

Если сложить числа на карте, то у вас получится 538 голосов – 435 представителей + 2 сенатора от каждого из пятидесяти штатов + 3 голоса от округа Колумбия (любопытно что голоса в Конгрессе последнему не положено). Как видим менее трех выборщиков нет ни у одного штата, как и написано выше.


Перед каждыми выборами каждая партия назначает своих выборщиков для каждого штата. Например в прошлые выборы в штате Калифорния и команда Обамы и команда Ромни назначила по 55 выборщиков каждая. Когда люди в Калифорнии выбирают того или иного кандидата на бюллетене – на деле они голосуют за выбранную представителями данного кандидата команду выборщиков. И спустя небольшой срок эти выборщики проголосуют за кандидата той партии которая их назначила – в случае Калифорнии это почти и был Обама.


Выборщики в большинстве штатов (48 из 50) назначаются по методу "победитель получает все". Это очень важный момент, необходимый для понимания политической системы в США. Т.е. если кандидат наберет в Калифорнии 50.1% голосов, то ему достаются все 55 голоса выборщиков этого штата. Именно это и служит причиной того что время от времени президентом становится человек за которого проголосовало меньшинство населения страны – как это произошло в выборах 2000, а до того в выборах 1824, 1876 и 1888 годов.


При желании выборщик может проголосовать не за кандидата назначивший его партии (став при том политической парией и в 24 штатах еще и попав под суд), более того такие случаи в истории бывали -- правда на исход выборов президента это не повлияло ни разу. За более чем 200 лет это произошло 158 раз, правда 71 из них – из-за того что за период между общими выборами и голованием выборщиков кандидат успел скончаться. Обычно такие демарши служат выражением политического протеста, так в 2000 году выборщик от Демократов Barbara Lett-Simmons воздержалась от голосования дабы выразить протест против победы Джорджа Буша. Есть и более экзотичные случаи: так, по легенде, в 1820 году выборщик William Plumer решил не голосовать за Джеймса Монро, ибо ему хотелось чтобы лишь один президент в американской истории был выбран выборщиками единогласно – Джордж Вашингтон.


Список штатов, которые требуют от выборщиков голосовать за кандидата своей партии, с соответствующими законами:


ALABAMA – Party Pledge / State Law – § 17-19-2

ALASKA – Party Pledge / State Law – § 15.30.040; 15.30.070

CALIFORNIA – State Law – § 6906

COLORADO – State Law – § 1-4-304

CONNECTICUT – State Law – § 9-175

DISTRICT OF COLUMBIA – DC Pledge / DC Law – § 1-1312(g)

FLORIDA – Party Pledge / State Law – § 103.021(1)

HAWAII – State Law – §§ 14-26 to 14-28

MAINE – State Law – § 805

MARYLAND – State Law – § 20-4

MASSACHUSETTS – Party Pledge / State Law – Ch. 53, § 8, Supp.

MICHIGAN – State Law – §168.47 (Violation cancels vote and Elector is replaced.)

MISSISSIPPI – Party Pledge / State Law – §23-15-785(3)

MONTANA – State Law – § 13-25-104

NEBRASKA – State Law – § 32-714

EVADA – State Law – § 298.050

NEW MEXICO – State Law – § 1-15-5 to 1-15-9 (Violation is a fourth degree felony.)

NORTH CAROLINA – State Law – § 163-212 (Violation cancels vote; elector is replaced and is subject to $500 fine.)

OHIO – State Law – § 3505.40

OKLAHOMA – State Pledge / State Law – 26, §§ 10-102; 10-109 (Violation of oath is a misdemeanor, carrying a fine of up to $1000.)

OREGON – State Pledge / State Law – § 248.355

SOUTH CAROLINA – State Pledge / State Law – § 7-19-80 (Replacement and criminal sanctions for violation.)

VERMONT – State Law – title 17, § 2732

VIRGINIA – State Law – § 24.1-162 (Virginia statute may be advisory – “Shall be expected” to vote for nominees.)

WASHINGTON – Party Pledge / State Law – §§ 29.71.020, 29.71.040, Supp. ($1000 fine.)

WISCONSIN – State Law – § 7.75

WYOMING – State Law – §§ 22-19-106; 22-19-108


Минусы нынешней системы выборщиков


Повторюсь, часто приписываемый системе выборщиков недостаток – то что получивший большинство голосов кандидат может проиграть – на деле является следствием упомянутой выше системы "победитель получает все" на уровне штатов. Наличие системы выборщиков для этого совершенно необязательно; представим что победившему в штате кандидату будут "отдаваться" голоса всех проголосовавших или всех имеющих право голоса в штате – получится ровно то же самое, но без выборщиков. Если бы голоса выборщиков распределялись пропорционально, или хотя бы "победитель получает все" ушел бы на уровне округа, а не штата (как это делается в Мэне и Небраске), то четырех вышеупомянутых случаев победы кандидата с меньшинством голосов избирателей не произошло бы.


Эту же систему, "победитель получает все", следует и винить в возникновении феномена "swing state", "ключевой штат" т.е. некое небольшое количество штатов, исход голосования в которых определяет исход выборов. Например в прошлых выборах в Калифорнии изначально предрекали победу Обама, в Техасе - победу Ромни в силу политических предпочтений населения данных штатов. А решаются выборы в Огайо, Вирджинии и Флориде – ибо там демократов и республиканцев примерно поровну.


Негативные последствия очевидны: ключевым штатам уделяется слишком много внимания в виде визитов кандидатов, фокуса их предвыборных программ и расходов на рекламу. При том два самых больших штата – Калифорнию или Техас – можно забыть, ибо они так и так "достаются" определенной партии. Для понимания вопроса, вот пара карт с выборов 2004 года. Слева – кол-во публичных мероприятий в последний месяц перед выборами с участием кандидатов в президенты и вице-президенты от республиканцев и демократов; справа – кол-во денег потраченных на рекламу в последний месяц (каждый долларовый знак – символизирует миллион долларов).

Избирательная система в США, или как же они пришли к этому? выборы, США, трамп, клинтон, штаты, длиннопост, политика, история

Что хуже, избиратели в Калифорнии и Техасе будут менее склонны ходить на выборы, ибо "все равно наши победят / проиграют", и все голоса выборщиков уйдут одному кандидату, что крайне негативно влияет на уровень гражданской ответственности населения.


Впрочем повторюсь, вышеприведенные недостатки решаемы при отмене системы "победитель получает все". А вот следующий недостаток является врожденным пороком системы выборщиков в ее Конституционном виде, и пожалуй еще очень долгое время никуда не денется. Речь о том что раз число выборщиков определяется той самой формулой "представители + 2 сенатора", вес голосов обитателей разных штатов разный. Ведь даже у самого малонаселенного штата есть 3 голоса выборщиков, как бы не было мало его население, и следовательно соотношение выборщиков к кол-ву населения у малых штатов гораздо лучше чем у больших. Разрыв между самым малым и самым большим штатами, Калифорнией и Вайомингом, достигает 3.75 раза, т.е. один сфероконический голос вайомингца более чем в три раза важен чем один сфероконический голос калифорнийца.


На графике ниже – количество населения на одного выборщика, 1 это Калифорния, 2 Техас, 50 округ Колумбия, 51 Вайоминг. В принципе при желании это можно счесть и плюсом, для обитателей малых штатов. Но в целом на мой взгляд это весьма несправедливо.

Избирательная система в США, или как же они пришли к этому? выборы, США, трамп, клинтон, штаты, длиннопост, политика, история

Будущее системы выборщиков в США


Саму систему выборщиков отменять в обозримом будущем не будут, в силу политических причин. Для этого придется вводить поправки в Конституцию США, для чего потребуется 2/3 Палаты представителей и Сената, и 3/4 штатов. Как мы убедились выше, малые штаты весьма и весьма выигрывают от наличия системы выборщиков, так как она непропорционально увеличивает их политический вес. Соответственно 2/3 сенаторов и 3/4 штатов поправке которая уничтожает институт выборщиков никогда не набрать.


Однако можно и нужно уйти от метода "победитель получает все", ибо ноги всех основных недостатков нынешней системы выборов США растут именно из нее. Благо и сделать это куда проще: не надо принимать поправок к Конституции США, нужны всего лишь поправки в законодательствах самих штатов.


Имеются три пути реформации этого метода. Первый – уже упомянутый метод спуска системы "победитель получает все" на уровень округов, из которых состоят штаты, уменьшив тем самым возможный разрыв между полученными голосами выборщиков и голосами избирателей. Но на мой взгляд это самая плохая замена нынешней системы. Второй, получше – делить голосова выборщиков пропорционально полученным кандидатами голосам. Например получил Трамп 60% голосов калифорнийцев – даем ему 33 голоса выборщика, а не все 55. И наконец третий, самый правильный – отдавать все голоса выборщиков штата кандидату, который набрал больше всего голосов избирателей в масштабах всей страны.


В настоящий момент существует так называемый National Popular Vote Interstate Compact (NPVIC), который как раз пытается провести в жизнь третий вариант. Будем надеяться что уже к 2020 или 2024 годам выборы в США будут проводится по этой системе.


Оригинал статьи взят отсюда: http://vakhnenko.livejournal.com/96055.html

Показать полностью 3


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь