os80

os80

На Пикабу
поставил 4966 плюсов и 4440 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу
6275 рейтинг 17 подписчиков 13 подписок 56 постов 6 в горячем

Неделя страшных историй. Собеседник.

В рамках конкурса.


Собеседник.


- Привет.

Господи, как невовремя! Она бросила взгляд на часы. Полдвенадцатого.

- Алло, вы по какому вопросу?

- Привееет. - протянул голос в трубке.

- Опять идиот! - отбросив телефон на край кровати, она перевернулась на другой бок. - И не спится же им...

- Привет! - на всю спальню громкой связью заявил телефон.

"Глючная дрянь, тебя давно пора заменить", успела подумать она, поворачиваясь к телефону.

- Привет!!! - дурным голосом заорал телефон.

Её швырнуло об стену, посыпалось стекло. Держась за ушибленную голову, она пыталась выпутаться из одеяла и встать.

Телефонный вопль снова отбросил её на стену. Брызнули слёзы.

Успела увидеть, как, осыпаемый штукатуркой, он включил вибро и пополз к ней:

- Привет!!!


***


Сидела в углу, раскачиваясь. На полу, в стороне, лежал телефон. Экраном вниз. Не посмотреть, кто звонит.

- Привет... - шептал рваный динамик. - Привет?...

- П-привет. - неуверенная улыбка растянула губы, потекла струйка слюны.

- Как дела? Как дела?! Как дела!!! - вопрос бил оплеухами, изгоняя остатки разума.

- Н-нормально. А у тебя? - она бездумно смотрела на телефон в руках. Как он у неё оказался? Сколько времени? А впрочем...

Показать полностью

Пишем рассказ по одному предложению. Буримэ в прозе.

Всем доброго дня. Сегодня мы запускаем интересную движуху - пишем рассказ по одному предложению (у нас есть в запасе и другой формат, но о нем в следующий раз). Каждое новое предложение пишет другой автор, продолжая и дополняя рассказ по своему усмотрению. В самом посте будет первое предложение, остальные пишите в комментариях. Отвечайте на понравившееся вам продолжение и плюсуйте понравившиеся комментарии. Таким образом вырастет топовая ветка с готовым рассказом.

Ограничений всего два. Первое - постарайтесь не писать предложения длинной в абзац. Его будет сложно воспринимать. И второе - минуся подряд все комментарии вы можете погубить всю идею и ветка комментов с готовым рассказом может не вырасти.

Вы можете запустить свою завязку новым постом под тегом "Пишем буримэ".
если вам эта тема не интересна, пожалуйста, поставьте этот тег в игнор.

А вот и затравка: "Крейсер береговой охраны "Суровый", сохраняя радиомолчание, третий день идёт на север."

Пишем наш общий рассказ. Скелет готов. Наполнение.

Пишем наш общий рассказ. Скелет готов. Наполнение. Текст, Пишем рассказ, Писательство, Длиннопост, Без рейтинга

Продолжение этого поста.

Нас мало, но мы в тельняшках. Я опять беру на себя смелость продолжать наш общий рассказ.

Начинается самый сок, господа! Пришло время облачить нашу неуёмную фантазию в полноценный текст, изобилующий сложносоставными витиеватыми предложениями и отглагольными существительными с огромным количеством прилагательных всех форм и размеров, да такими, что б забыть, с чего это предложение начиналось.

Шучу. Так делать не стоит.  Давайте представим, что мы литнегры и пишем для своего любимого писателя, копируя его стиль.

ЗАГОЛОВОК (Его еще нет)
Скелет рассказа:

Завязка.
Герой приходит в фирму, что бы отправиться в прошлое и выбирает цель путешествия. (Поведение исторических личностей, их выбор и жизненный путь)

Развитие.
Герой выбрал самого себя в возрасте одиннадцати лет. (Ностальгия и собственные светлые воспоминания интереснее остального)

Кульминация.
После переноса обнаруживает, что он не единственный пришелец в своем разуме.
(Возможно так же обнаруживает, что из-за психологической травмы забыл многие детали своего детства.) (Герой сталкивается с неожиданными трудностями и пытается преодолеть их)

Развязка.
На самом деле герой - сумасшедший, и никаких "пришельцев" в его разуме нет. Герой попал в учебники как первый сошедший с ума от таких путешествий, куча аспирантов и студентов посещают его детство в качестве учебного пособия. (Можно поднять вопрос медицинской этики. Где границы изучения неизлечимо больного человека?) (Осознание себя. Сможет ли герой понять, что он серьёзно болен?)

Развязку можно написать и в позитивном ключе, мы сделали это в комментариях прошлого поста. Не ограничиваемся рамками - из этого может получиться и сказка, и триллер, и фантастика. Даже детектив! 

Пишите свои готовые рассказы в Лигу Писателей по этому скелету отдельными постами со ссылкой на этот пост. И не забывайте ставить тег "Хочу критики".

Пишем наш общий рассказ. Скелет готов. Наполнение. Текст, Пишем рассказ, Писательство, Длиннопост, Без рейтинга
Показать полностью 2

Как защитить сюжет своей книги от кражи? Размышления о авторстве, фантазии и мастерстве писателя.

Как защитить сюжет своей книги от кражи? Размышления о авторстве, фантазии и мастерстве писателя. Текст, Писатели, Сюжет, Автор

Начну издалека. Вот пример основных положений будущей книги:


Далёкие колонии борются за независимость. В метрополии воровство, коррупция и подтасовка фактов о ситуации в мире. Внешняя угроза. Армия дискредитирована. Написано от лица простых  военных, которые борются за свое место под солнцем.


Банально? Да. Что из этого может получиться? Например, "Лучший экипаж солнечной".


Есть пример еще проще - "Золушка" в новом прочтении превратилась в "50 оттенков серого". И вы можете сколько угодно плеваться на книгу или фильм, но автор нашел свою аудиторию и подзаработал на этом.


Иногда встречаются книги с, на мой взгляд, уникальным сюжетом. Могу вспомнить "Мастер и Маргарита", "Молодые и сильные выживут", "Витражи патриархов". Такие книги цепляют интересным миром, буквально неизведанным. Тут не скажешь: "Я много раз такое читал".  Но что вы скажете о любви? Тема не просто избитая, она вечная. И получается, не важно о чем вы пишите, главное - как вы это делаете. Весь сок в деталях.


Если у вас есть уникальный сюжет - возможно вы просто его не встречали у других авторов. Если будущая книга действительно единственная в своём роде, но вы начинающий писатель и боитесь за нее - пишите к ней синопсис, скелет, прорабатывайте мир - и всё кладите "в стол".


Не бойтесь опоздать с публикацией.Вдруг кто-то другой напишет такое же? В соседней теме можно убедиться, насколько у людей разный взгляд на одни и те же вводные. Книга другого автора будет совершенно отличной от вашей, даже при схожем сюжете. Тренируйтесь и учитесь на отвлеченных темах и, когда будете готовы, допишете свою "ту самую" книгу.


В самом издательстве книги поставлены на поток. Им проще опубликовать достойную рукопись и получить прибыль, чем нести издержки в судах за авторское право.
Боитесь издательств? Есть онлайн площадки с монетизацией, о них тут недавно писали.
В конце концов - вы же не автор одного хита, не так ли? Фантазируйте и сможете написать десятки замечательных книг.

Показать полностью

Пишем наш общий рассказ. Развязка.

Продолжение этого поста. Прошла куча времени, надо продолжать. Сергей вернётся и присоединится.


Очень понравилась детская сказка от уважаемого @Mighty.bee, в которой фантастика ушла на второй план. Жаль, но нам этот вариант не подходит, так как он завершён.


Так же понравилась кульминация от @demonword, но предлагаю дать возможность и другим авторам проявить себя.


Взял на себя смелость продолжить общее дело и выбрал две кульминации в разных стилях. Нам не важно, на чём когти точить, верно?


Первый вариант от @aha121212 : После переноса обнаруживает, что он не единственный пришелец в своем разуме.


Второй вариант от  @liggel  : После процедуры переноса обнаруживает, что из-за психологической травмы забыл многие детали своего детства.


Пишите развязку по обоим вариантам или только по одному из них. На ваш выбор.

Это последний этап создания скелета нашего будущего рассказа, после этого будет наполнение.

Показать полностью

Как писать так, чтобы тексты легко читались?

Как писать так, чтобы тексты легко читались? Максим Ильяхов, Текст, Редактор, Бюро Артёма Горбунова, Длиннопост

Дайте несколько советов как писать так, чтобы тексты легко читались. Когда я перечитываю свои тексты, понимаю, что в некоторых местах читатель будет спотыкаться, но как сделать его читабельнее не знаю.

Возможно проблема в том, что я неправильно составляю порядок слов в предложениях. Всегда ли сказуемое следует за подлежащим, а потом уже все остальные члены предложения? Приведите примеры неправильного порядка слов в предложении и правильного. Что такое слог, как его улучшить?


Максим Ильяхов:

Редактировать текст лучше через несколько часов после написания. Так легче себя критиковать.


Первый шаг — выбросьте из текста предложения, которые не работают на тему. Даже если хочется высказать всё и сразу. Даже если придётся пожертвовать элегантными смысловыми ходами. Если предложение не работает на тему — выбрасывайте.


Когда в тексте не осталось лишних мыслей, прочитайте его вслух. Там, где споткнётесь — редактируйте. Каждый сложный узел развязывается по-своему. Когда я редактирую свои тексты, я из раза в раз делаю одно и то же:


Дроблю длинные сложноподчиненные предложения и упрощаю зависимые части:


Первое, что хочется сделать, когда на вас опрокидывается ушат клиентского гнева — накрыть голову руками и неистово защищаться, — и интуитивно кажется, что это самое верное решение, но это путь к провалу.

Когда клиент на вас сердится, сразу хочется защищаться. Интуитивно кажется, что это самое верное решение. Но это путь к провалу.


Оглядываясь назад, я только сейчас начал понимать, что я просто хотел мстить вам за то , что вы, как и все, так предсказуемо отвернулись от меня. И это не смотря на то, что я понимал - в ваших действиях не было предательства.

Но теперь мне кажется, я просто хотел мести за то, что вы когда-то отвернулись от меня. Хотя вы меня не предавали.


Причёсываю ряды однородных членов: делаю их параллельными и убираю лишнее:


Возможно, вас подвёл поставщик, клиент задержал утверждение, в середине проекта появилось новое ТЗ, худрук запорол макет, сократились сроки, — в любом случае клиент обратится к вам как к виноватому.

Поставщик сорвал сроки, худрук запорол макет, клиент задержал утверждение — в любом случае обвинят вас.


Вытаскиваю из-под завалов подлежащие и сказуемые, переписываю предложения под них. Вы удивитесь, как в этом процессе предложения волшебным образом сбрасывают шелуху:


Я заметил любопытную вещь: во многом из-за того, что результат работы дизайнера в основном завязан на его кругозоре, живом интересе к миру и способности учиться, сплошь и рядом особенно успешны бывают дизайнеры, которые получили не художественное, а техническое образование.

Заметил любопытную вещь: дизайнер-технарь сильнее дизайнера-художника. Наверное, потому что технарь быстрее учится новому и интересуется всем подряд.


Чередую длинные и короткие предложения:


Клиенты обращаются ко мне с просьбой написать для их фирмы или товара мощный «продающий» текст. Я не знаю, что это.

Есть текст, который грамотно описывает преимущества товара, формирует к нему хорошее отношение, помогает принять взвешенное решение о покупке. Такое я пишу. И есть текст, который «выкручивает руки»: незаметно гипнотизирует, давит на страхи и кричит «Количество ограничено». Если это и есть продающий текст, то это грустно: он похож на хамоватого и хитрого продавца на рынке. Такое я не пишу. Даже если такой текст продаёт больше.

Хорошему товару нужен честный текст в информационном стиле и красивая фотография. Этим интересно заниматься. А тратить время жизни на обман и впаривание — нет.


Разнимаю «слишком слипшиеся шипящие», даю место сильным словам, убираю повторы. И постоянно сокращаю.


Уверен, какие-то из этих приёмов помогут и в вашем тексте.


Перечитывайте текст вслух хотя бы с часовыми перерывами. В каждой новой редакции будут новые ошибки.


Вычурный и громоздкий слог в первой редакции — это нормально. Приучите себя хотя бы два раза редактировать текст перед публикацией. Мой первый черновик всегда ужасен и обретает человеческий облик только на вторую-третью редакцию. Публикуюсь я не раньше пятой редакции.


На курсе мне подсказали приём: отправить себе текст по почте. Так легче посмотреть на него со стороны. Предлагаю уважаемым советчикам поделиться своими любыми приёмами лечения текста.


Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле от дизайн-бюро Артёма Горбунова.



Добавлю от себя. Из уроков русского языка мне запомнился пример с прилагательными:

Монетка упала на мостовую.

Монетка, звеня и подпрыгивая, упала на мостовую.


За счет этого приёма мои предложения стали разбухать. Всё в меру, не нужно делать слишком длинные и ветвистые предложения.

Показать полностью

Стоп-слова. Как сделать текст ярче.

Стоп-слова. Как сделать текст ярче. Максим Ильяхов, Совет, Писатели, Длиннопост

В языке есть слова, которые предсказуемо удаляются из текста без потери смысла. Если их удалить, то, скорее всего, текст станет яснее, информативнее и проще для чтения. Это — стоп‑слова. Но помните, что бездумно удалять все стоп‑слова из текста не нужно.


В 1920 г. в США вышла книга американского профессора Уильяма Странка мл. «Элементы стиля». В этой короткой книге Странк привел правила, как писать понятно и избегать распространённых ошибок. В тринадцатом пункте Странк советует избегать лишних слов (перевод мой):


Чтобы текст был энергичным, он должен быть ёмким. В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце — ненужных предложений, так же, как и на картине не должно быть ненужных штрихов, а в механизме — ненужных частей. Это не значит, что автор должен делать каждое предложение максимально короткими, избегать подробностей или описывать свой предмет лишь общими чертами. Это значит, что каждое слово должно нести смысл.


Странк учит удалять из текста слова, которые в этом тексте не несут полезной информации.


В 1972 году в СССР вышла книга редактора и переводчика Норы Галь «Слово живое и мёртвое». Галь советует избегать канцеляризмов, использовать глаголы вместо отглагольных существительных, сменить официальный тон на простой, использовать русские слова вместо заимствованных, писать по делу и быстро приходить к сути. Примеры из её книги:


Из всех живущих в Англии этот самый богатый человек в тот день был самым несчастным

Самый богатый человек в Англии, он был в тот день и самым несчастным


Я был первым, кто это обнаружил

Я первый это открыл


Я убедился, что ваша прекрасная внешность соответствует вашим душевным качествам

Я убедился, что душа ваша так же прекрасна, как и лицо


Мы не можем допустить, чтобы вы пошли на это, не будучи осведомлены (об истинном положении дел), — как ты считаешь, брат?

Ведь это такой опрометчивый шаг, мы обязаны вас предупредить, — правда, брат?


Тщательно взвесив все обстоятельства, я решила освободить тебя от твоих обязательств.

Я всё  обдумала и решила освободить тебя от твоего слова.


Я кое-что знаю о причинах внимания, которым он окружает вас.

Я знаю, почему он к вам так внимателен.



В 2010 году в бюро столкнулись с проблемой: у нас было много примеров сильного и слабого текста, мы умели улучшать текст, но мы делали это интуитивно и бессистемно. Мы попытались систематизировать то, чему нас учили Уильям Странк и Нора Галь.


Мы предположили, что в языке есть слова, которые предсказуемо удаляются из текста без потери смысла. Если их удалить, то, скорее всего, текст станет яснее, информативнее и проще для чтения. Мы назвали такие слова стоп-словами.


В 2016 году мы знаем две тысячи стоп-слов. Чтобы с ними было проще работать, мы разделили их на пятнадцать категорий. Деление это условное, никаких объективных лингвистических причин для такого деления нет.


Оценки: красивый, дорогой, уютный, роскошный, активный;

Усилители: очень, максимально, абсолютно, предельно, сильно, наиболее, самый;

Неопределённое: что-то, какой-то, где-то, как-то, зачем-то, всего, примерно, около, где-то, порядка;

Междометия: ах, ух, ну, уж, ой;

Вводные конструкции: скажем, допустим, например, в общем, на самом деле;

Местоимения: я, мы, мой, вы, ваш;

Очевидные сущности: данный сайт, этот документ, меню ниже, на этой странице, форма внизу страницы, нажмите на кнопку, кликните здесь;

Газетные штампы: пески времени, в лучших традициях, царила атмосфера, ударными темпами;

Бытовые штампы: шаг за шагом, мало-помалу, так или иначе, сплошь и рядом, направо и налево;

Корпоративные и рекламные штампы: завоевать доверие клиентов, решать задачи бизнеса, расширить географию продаж;

Паразиты времени: в настоящее время, в наши дни, в современной России;

Фразы с отглагольными существительными: осуществлять деятельность, производить ремонт, оказывать услуги по ремонту;

Модальность: можете авторизоваться, должны завершить заказ, нужно пройти процедуру.

Глаголы в страдательном залоге и сказуемые в безличных предложениях: школа построена по заказу мэрии, леса вырубают.


Когда редактор встречает стоп-слово, он решает, несёт ли оно полезную информацию или нет. Если слово бесполезное, редактор его удаляет или заменяет на более полезное. Если слово служит цели текста, редактор может его оставить.


Стоп-слова не запрещены в языке. Любой автор волен использовать язык так, как считает правильным. Однако, по нашим наблюдениям, текст без стоп-слов всегда сильнее, интереснее и доходчивее, чем со стоп-словами:


Было:  Вы же не можете спорить, что наш язык — богатый и разнообразный? Неужели можно себе представить, что какое-то слово можно из него исключить, выбросить, оставить в анналах истории? Эта мысль не дает мне покоя вот уже много деньков, и я все никак не собиралась вам об этом сказать, размышляя о судьбе русского языка в ваших грязных ручищах.

Стало:  Не соглашусь с вашей идеей, что в русском языке есть лишние слова. Мое мнение: все слова нужны, главное — правильно их использовать.


Стоп-слова применимы к письменной речи. В устной речи некоторые стоп-слова необходимы.

Показать полностью 1

Совет о тексте, редактуре и информационном стиле

Алиса Наумова:

Максим! В советах вы часто говорите о причёсывании синтаксиса. После причёсывания предложения становится проще читать, текст получается более энергичным. Какие техники вы используете для такого причёсывания? В чём секрет энергичных предложений?


Максим Ильяхов:

У энергичного предложения должна быть сильная грамматическая основа: подлежащее и сказуемое.


Сильное подлежащее — это существительное-субъект. Субъект — это то, что может совершать действие.


Сильное сказуемое — это глагол, который обозначает действие.


Когда в предложении встречается существительное-субъект и глагол действия, появляется энергия:


Лесорубы машут топорами

Пушкин пишет роман в стихах

Стартаперы пилят мессенджер и пьют смуси

Кусок ледника откололся и плывёт в сторону Манхэттэна. Брюс Уиллис и его команда отправляются на ледник, чтобы спасти жителей Нью-Йорка

Платформа в Тихом океане качает нефть

Максим качает «Старкрафт» и строчит совет

Кажется простым. Но вот что будет, если не следовать этим правилам.


Подлежащее — объект: «Мероприятия запланированы на конец квартала»

Подлежащее — глагол: «Скрываться — не решение»

Подлежащее усложнено подчинённой конструкцией: «Первое, что хочется сделать, — плюнуть на всё и уйти»

В сказуемом нет действия: «Москва расположилась на пересечении торговых путей»

Сказуемое — существительное: «Мы — один из крупнейших поставщиков цветных металлов в России»

Такие предложения всё ещё можно читать. Но если длинный текст на две трети состоит из них, через него трудно пробираться. Поэтому в любой непонятной ситуации я начинаю с подлежащего и сказуемого:


Нет - Да

Мероприятия запланированы на конец квартала.

В конце сентября к нам приедут «Сплин» и Земфира.


Первое, что хочется сделать, — плюнуть на всё и уйти.

Я хотел плюнуть на всё и уйти, но быстро опомнился.


Скрываться — не решение.

Ты ничего не добьешься, если спрячешься.


Москва расположилась на пересечении торговых путей.

Через Москву проходят пять торговых путей.


Мы — один из крупнейших поставщиков цветных металлов в России.

Поставляем 65% цветных металлов в России.


Разумеется, нельзя писать все предложения по одному шаблону. В ритмичном тексте будут чередоваться предложения с полной грамматической основой, назывные предложения, неполные, короткие и длинные, со страдательным и действительным залогом. Сила редактора в том, чтобы осознанно управлять ритмом текста.


Правильная грамматическая основа — первый шаг.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!