Добрый день!
Выходные закончились, и в то время как многие занимались разного рода отдыхом, я активно штудировал литературу, касающуюся маркетинга. Да что уж там собственно такого, я прочитал книгу 22 НЕПРЕЛОЖНЫХ ЗАКОНА МАРКЕТИНГА. Целью было найти что-либо по маркетингу и это была первая книга попавшаяся мне, ее и решил прочитать.
Сейчас я постараюсь тезисно пересказать законы, описанные в данной книге, слов будет много. В следующем посте я постараюсь применить их к кофейной сфере.
Небольшое превью от себя: книга написана в конце 90х. Так что многие примеры довольно таки стары. Например, довольно часто упоминается Трамп. И упоминается как человек предпринявший ряд неправильных действий, залезший в глубокие долги. Возможно, оно так и было на самом деле. Но мы то с вами знаем....
Глава 1. Закон лидерства - Лучше быть первым, чем быть лучше .
Суть закона: Гораздо легче проникнуть в сознание первым, чем позже пытаться всех убедить в том, что ваш продукт лучше, чем у того, кто это сделал. Люди воспринимают первый продукт как самый лучший. Маркетинг - битва восприятий, а не продуктов.
Пример: Одной из причин, по которой первый бренд чаще всего сохраняет лидерство, является то, что его название становится нарицательным. Xerox, первый аппарат для копирования на обычной бумаге, дал название всем копировальным аппаратам на обычной бумаге.
Глава 2. Закон категории - Если вы не можете стать первым в категории, создайте новую категорию, в которой вы сможете быть первым.
Суть закона: Когда вы выводите на рынок новый продукт, первый вопрос, который вы должны задать себе, это не "насколько этот продукт лучше, чем у конкурентов?", а "в чем я стал первым?". Другими словами, "В какой категории этот продукт будет первым?"
Как заставить людей предпочесть мой бренд? Забудьте о бренде. Надо думать категориями. Потенциальные клиенты обычно уходят в глухую оборону, когда дело касается бренда. Ведь все только и говорят о том, почему их бренд лучше. Но вот когда речь заходит о категориях, потенциальные клиенты становятся более открытыми. Всем интересно, что есть новенького. И лишь немногим интересно, что лучше.
Если вы стали первым в новой категории, продвигайте эту категорию. В сущности, у вас не будет конкурентов.
Пример: После того как IBM достигла большого успеха в компьютерах, все и иже с ними бросились в эту область. Burroughs, Control Data, General Electric, Honeywell, NCR, RCA, Sperry. Их называли: "Белоснежка и семь гномов".
Какой из гномов вырос настолько, что стал мировым лидером со 126 тысячами сотрудниками и продажами, исчисляющимися 14 миллиардами долларов? Кто из них стал компанией, часто называемой "второй по величине компьютерной компанией в мире"? Ни один из них. Самая успешная компьютерная компания семидесятых и восьмидесятых, следующая за IBM была Digital Equipment Corporation. IBM была первой в компьютерах. Digital Equipment Corporation была первой в мини-компьютерах.
Глава 3. Закон сознания - Лучше первым войти в сознание, чем первым выйти на рынок.
Суть закона: Вы не сможете изменить сознание, когда оно уже сложилось. Это все равно, что атаковать хорошо закрепившиеся на своих позициях вражеские войска.
Пример: IBM не первой появилась на рынке со своим универсальным компьютером. Remington Rand была первой с компьютером UNIVAC. Но благодаря массированной маркетинговой кампании, IBM первой вошла в сознание и быстро выиграла компьютерную битву.
Глава 4. Закон восприятия - Маркетинг - не битва продуктов, а битва восприятий.
Суть закона: Многие думают, что маркетинг - битва продуктов. В гонке на длинную дистанцию, по их мнению, побеждает лучший продукт. Это иллюзия. Объективной реальности, как и фактов, и не существует. Не бывает и лучших продуктов. Все, что имеется в мире маркетинга -это восприятие клиента или потенциального потребителя. Восприятие реально, в то время как все остальное - иллюзия.
Пример: Продукты одинаковы, но восприятие потребителей различается. Если вы скажете друзьям в Нью-Йорке, что вы купили Honda, они могут спросить вас: "какую модель машины ты купил? Civic, Accord, Prelude?" Если вы скажете друзьям в Токио, что купили Honda, они могут спросить: "Какую модель мотоцикла ты купил?" В Японии компания Honda вошла в сознание потребителей как производитель мотоциклов, и понятно, что большинство людей не хочет покупать автомобили у компании, производящей мотоциклы.
Глава 5. Закон фокуса - Самая сильная концепция в маркетинге - владеть словом в сознании потенциального клиента.
Суть закона: Компания может добиться невероятного успеха, если ей удастся найти способ завладеть словом в сознании потенциального клиента. Несложным словом. Не изобретенным словом. Для достижения успеха больше всего подходят простые слова, слова взятые прямо и словаря. Самые эффективные слова просты и ориентированы на преимущество. Не важно, насколько сложен продукт, не важно, насколько сложны потребности рынка. Всегда лучше сфокусироваться на одном слове или преимуществе, на одном, а не двух, трех или четырех.
Пример: Вы можете проверить правильность закона лидерства с помощью теста словесных ассоциаций. Если заданы слова компьютер, копир, шоколадный батончик и кола, в сознании первыми возникнут слова: IBM, Xerox, Hersheys1 и Coke.
Глава 6. Закон эксклюзивности - Две компании не могут владеть одним словом в сознании потенциального клиента.
Суть закона: Если конкурент владеет словом или положением в сознании потенциального клиента, бесполезно пытаться завладеть тем же самым словом.
Пример: Маркетинговые исследования показали, что самым популярным атрибутом фаст-фуда является понятие быстрый, (что вообще-то не удивительно). Итак, Burger King начала делать то, что ему посоветовали именитые маркетологи. Руководство компании сказало своему рекламному агентству: "Если мир хочет, чтобы было быстро, наша реклама должна сказать ему, что мы быстрые".
Исследователи не заметили, что McDonald's уже считался самой быстрой сетью фаст-фуда в стране. Слово быстрый принадлежало McDonald's. Но не испугавшись этого, Burger King начала рекламную кампанию со слоганом "Самая лучшая еда для быстрой жизни". Программа быстро привела к катастрофе.
Глава 7. Закон лестницы - Стратегия, которую вы должны использовать, зависит от того, на какой ступеньке лестницы вы стоите.
Суть закона: Сознание выборочно. Потенциальные клиенты используют лестницы, чтобы решить, какую информацию принять к сведению, а какую проигнорировать. В общем, сознание принимает только те новые данные, которые согласуются с продуктовой лестницей в данной категории. Все остальное игнорируется.
Ваша маркетинговая стратегия должна зависеть от того, насколько рано вы вошли в сознание и, следовательно, какую ступеньку вы заняли. Естественно, чем выше, тем лучше.
Возьмем, например, Avis. Много лет компания рекламировала высокое качество своей услуги по предоставлению машин в аренду. "Самые лучшие арендованные машины в самом лучшем агентстве", - гласил один из слоганов. Потребитель смотрел на объявление и не мог понять, как Avis может быть лучшей в аренде автомобилей, если эта компания не находятся на верхней ступеньке.
Глава 8. Закон двойственности - В гонке на длинную дистанцию каждый рынок становится трассой для двоих.
Суть закона: Вначале любая категория - это лестница со многими ступенями. Со временем на ней остаются только две ступени.
Пример: Давайте взглянем на историю автомобилей в Соединенных Штатах. В 1904 году 60 компаний вывели на рынок 195 различных автомобилей. В течение следующих 10 лет, 531 компания сформировалась, и 346 ушли в небытие. К 1923 году остались только 108 автомобилестроительных компаний. Их количество уменьшилось до 44 к 1927 году. Сегодня компании Ford и General Motors доминируют на рынке, а будущее Crysler под большим вопросом.
Глава 9. Закон противоположности - Если вы нацелились на второе место , ваша стратегия определяется лидером.
Суть закона: Если вы хотите, чтобы ваша фирма прочно утвердилась на второй ступеньке лестницы, изучите фирму наверху. В чем она сильна? И как превратить эту силу в слабость?
Вы должны понять сущность лидера, и затем предложить потенциальному клиенту прямо противоположное. (Другими словами, не пытайтесь быть лучше, пытайтесь быть другим). Часто выскочка противостоит старому, заслужившему доверие бренду.
Пример: Компания Coca-Cola сто лет выпускает свой продукт. Только семь человек за все время ее истории знали формулу напитка, которая хранится в сейфе в Атланте. Coca-Cola - старый продукт с установившейся репутацией. Однако, используя закон противоположности, Pepsi-Cola, поставив с ног на голову сущность Coca-Cola, обратилась к новому поколению, создав поколение Pepsi.
Глава 10. Закон деления - Со временем категория делится и становится двумя или несколькими категориями.
Суть закона и сразу пример: Категория начинается как единое существо (например, компьютеры), но со временем категория распадается на несколько сегментов. Универсальные компьютеры, миникомпьютеры, рабочие станции, персональные компьютеры, лэптопы, ноутбуки, палмы.
Категории делятся, а не объединяются.
Глава 11. Закон перспективы - Результаты маркетинга становятся заметны со временем.
Суть закона: Долгосрочные эффекты часто противоположны краткосрочным.
Пример №1: Распродажи расширяют бизнес компании или сужают его? Очевидно, что краткосрочно распродажи расширяют бизнес. Но мы видим все больше и больше доказательств, что распродажи сужают бизнес на длинной дистанции, приучая потребителей не покупать товар по "обычным" ценам.
Пример №2: Через короткий срок расширение продуктовой линейки, несомненно, приведет к увеличению продаж. В долгосрочной перспективе расширение продуктовой линейки должно было подорвать один из брэндов.
Глава 12. Закон расширения продуктовой линейки - Непреодолимое искушение подталкивает к расширению сферы влияния бренда.
Суть закона: Расширение продуктовой линейки значит, что вы берете бренд одного продукта, добившегося успеха и переносите его на новый продукт, который вы собираетесь выводить на рынок. Звучит очень логично. Но маркетинг - битва восприятий, а не продуктов.
Пример: В 1978 году, когда 7-Up был просто лимонной не-колой, он владел 5,7 процентами рынка прохладительных напитков. Затем компания добавила золотой 7-Up, вишневый 7-Up и соответствующие диетические версии напитка. Сегодня доля рынка 7-Up составляет меньше, чем 2,5 процента.
Глава 13. Закон жертвы - Вы должны отказаться от чего - то, для того чтобы чего - то достичь.
Суть закона: Закон жертвы противоположен закону расширения продуктовой линейки. Если вы хотите достичь успеха сегодня, вы должны от чего-нибудь отказаться.
Есть три вещи, которыми можно пожертвовать: это продуктовая линейка, целевой рынок и постоянное изменение.
Пример: Компания White Castle никогда не меняла своих позиций. Компания сегодня не только выглядит так же как 60 лет назад, но и все еще продает "замороженные котлеты" по невероятно низким ценам. Поверите ли вы, что в среднем White Castle имеет более одного миллиона долларов дохода в год? (Это больше, чем у Burger King и не намного меньше, чем у McDonald's).
Глава 14. Закон атрибутов - Для каждого атрибута есть противоположный , более эффективный атрибут.
Суть закона: В главе 6 (Закон эксклюзивности) мы говорили о том, что вы не можете владеть тем же словом или позицией в сознании потенциального клиента, которым владеет ваш конкурент. Вы должны найти свое собственное слово и внедрить его в сознание. Другими словами, вы должны найти другой атрибут.
Слишком часто компании пытаются превзойти лидера с помощью его же оружия. "Они наверняка знают, что работает, - считает рационалист, -поэтому давайте сделаем что-нибудь похожее". Не слишком удачный образ мыслей.
Гораздо лучше поискать противоположный атрибут, который даст вам возможность играть против лидера. Ключевое слово: противоположный, а не похожий, так как похожая стратегия не сработает.
Пример: Coca-Cola была первой, и поэтому люди старшего поколения выбирали ее. Pepsi успешно позиционировала себя как выбор молодого поколения.
Глава 15. Закон откровенности - Если вы признаете свои отрицательные стороны , потенциальный клиент ответит вам добром.
Суть закона: Признать проблему сложно, это идет вразрез с корпоративной и человеческой природой. Поэтому вам может показаться необычным, что одним из самых эффективных путей внедрения в сознание потенциального клиента является во-первых признание отрицательных сторон, и только затем превращение их в положительные.
Закон откровенности надо использовать очень осторожно и с большим умением. Во-первых, ваш "негатив" должен быть широко воспринят как негатив. Он должен получить немедленный отклик в сознании ваших потенциальных клиентов. Если негатив не найдет отклика, ваш потенциальный клиент будет обескуражен и останется в недоумении: "О чем это они?".
Во-вторых, вы должны быстро переключиться на положительный момент. Цель откровенности не в извинениях. Цель откровенности в том, чтобы установить преимущество, которое убедит вашего потенциального клиента.
Глава 16. Закон единственности - В каждой ситуации есть только один шаг, который может привести к реальным результатам.
Суть закона: Чаще всего существует только одно место, в котором конкурент уязвим. И именно это место должно стать целью всех сил захватчика. В маркетинге работает только один, смелый удар, и ничто другое. Более того, в каждой данной ситуации есть только одно действие, которое приведет к реальным результатам.
Глава 17. Закон непредсказуемости - Если не вы писали план маркетинговой компании своих конкурентов, вы не сможете предсказать будущее.
Суть закона: Несмотря на сотни компьютеров и целую армию метеорологов, никто не умеет предсказывать погоду на три дня вперед, так почему же вы ждете, что будущее вашего рынка можно предсказать на три года вперед?
Поскольку вы не умеете предсказывать будущее, вы можете начать отслеживать тенденции, что является отличным способом извлечь преимущество из перемен. В то время как отслеживание тенденций может быть полезным способом общения с непредсказуемым будущим, исследования рынка скорее прибавят вам проблем, чем помогут. Исследование помогает только в оценке прошлого.
Пример: Исследование, проведенное перед тем, как компания Xerox вывела на рынок аппарат для копирования на обычной бумаге. Результатом исследования явилось утверждение, что никто не станет платить пять центов за копию, когда можно сделать копию необходимого документа всего за полтора цента на Thermofax.
Глава 18. Закон успеха - Успех часто ведет к высокомерию, а высокомерие - к провалу.
Суть закона: Самомнение - враг успешного маркетинга. Объективность - вот что вам необходимо. Когда люди добиваются успеха, они становятся менее объективны. Они часто заменяют своими собственными суждениями то, что действительно нужно рынку. Успех часто становится фатальной причиной всестороннего расширения продуктовой линейки. Когда бренд добивается успеха, компания начинает полагать, что название - основная причина успеха бренда. Поэтому она немедленно начинает искать другие продукты, на которые можно было бы поставить то же самое название.
На самом деле, все наоборот. Название не делает бренд знаменитым (хотя неудачное название может не дать бренду добиться успеха). Бренд становится знаменитым из-за того, что вы сделали правильные маркетинговые шаги. Другими словами, шаги, которые вы предприняли, совпадали с основными законами маркетинга.
Вы первыми вошли в сознание, Вы сузили фокус, вы завладели правильным атрибутом.
Ваш успех поднимает ваше самомнение на такую высоту, что вы начинаете ставить знаменитое имя на другие продукты.
Глава 19. Закон неудачи - Неудачи не должны застать вас врасплох, их нужно принимать как должное.
Суть закона: Слишком многие компании пытаются залатать дыры вместо того, чтобы отказаться от бесполезного занятия. "Давайте реорганизуемся для того, чтобы спасти ситуацию" - вот их образ жизни. Более удачной стратегией будет распознать ошибку как можно раньше и уменьшить ваши потери.
Пример: IBM нужно было прекратить выпускать копировальные аппараты, a Xerox следовало отказаться от выпуска компьютеров задолго до того, как они в конце концов поняли свои ошибки.
Глава 20. Закон очковтирательства - Ситуация часто бывает противоположна тому, как ее описывают в прессе.
Суть закона: Когда дела идут хорошо, компании нет необходимости создавать мифы. Если вам приходится широко освещать свою деятельность, ваши дела плохи.
Пример: Возьмем "телефон с изображением", теперь называемый видеофоном. С того самого времени, как видеофон был представлен на Нью-йоркской Всемирной Выставке в 1964 году, видеофон не сходит со страниц газет, и особенно часто он появляется на первых полосах. Последний пример - статья на первой странице Wall Street Journal под названием "(Эра видеофонов может наконец начаться, принося с собой большие перемены".
Это третья попытка AT&T. В семидесятые годы компания провалилась со своим "телефоном с изображением", обслуживание которого стоило 100 долларов в месяц. В восьмидесятые компания опять потерпела неудачу с услугой конференций, проводимых с помощью видеофона, стоимостью две 2,300 долларов в час. В девяностые компания торопится представить видеофоны за полторы тысячи.
Легко понять, почему видеофоны не добились успеха. Кто хочет одеваться для того, чтобы сделать телефонный звонок?
Глава 21. Закон ускорения - Успешные программы строятся не на увлечениях, они строятся на тенденциях.
Суть закона: Увлечение - краткосрочный феномен, который может принести прибыль, но существует недостаточно долго для того, чтобы принести компании долгосрочный успех. К сожалению, компания часто делает в своем развитии ставку на увлечения, не понимая, что они краткосрочны. В результате компания оказывается обременена раздутым персоналом, дорогостоящим производственным оборудованием и дистрибьюторскими сетями. Если вы столкнулись с быстро развивающимся бизнесом, обладающим всеми характеристиками увлечения, лучшее, что вы можете сделать, это попытаться не сделать увлечение массовым. Притупляя увлечение, вы делаете его более долгосрочным, и оно начинает больше походить на тенденцию. Это хорошо подтверждается развитием бизнеса игрушек. Некоторые производители игрушек хотят поставить название своего популярного продукта на всем, чем только возможно. В результате он становится всеобщим увлечением, которое обязательно пройдет. Когда все станут счастливыми обладателями черепашки ниндзя, не останется никого, кто хотел бы купить эту игрушку.
Глава 22. Закон ресурсов - Невозможно осуществить идею без адекватного финансирования.
Спасибо всем тем, кто дочитал. Следующая часть будет интереснее. Он снова будет о Кофе лайк.