1152
2 часа ночи
51 Комментарий  
2 часа ночи
413
Деревня перевернутых лодок
10 Комментариев  
Деревня перевернутых лодок лодка, жилье, доступное жилье, Франция, длиннопост

На севере Франции, примерно в десяти километрах от Булонь-сюр-Мер и пятидесяти километрах от крупнейшего французского пассажирского порта Кале расположен тихий рыбацкий посёлок Экиан, население которого не превышает трёх тысяч человек. На территории посёлка находится район, сплошь состоящий из домиков с очень необычными крышами.

Деревня перевернутых лодок лодка, жилье, доступное жилье, Франция, длиннопост

В какой-то момент может даже показаться, что разбушевавшееся не на шутку море выбросило на берег стаю многострадальных китов-косаток, отличающихся контрастным чёрно-белым окрасом. Однако если вы приглядитесь внимательнее, то обнаружите перевёрнутые кверху дном рыбацкие лодки.

Показать полностью 12
5
Как назвать будущего князя
6 Комментариев  

Поговорив с Федором Успенским, Arzamas составил инструкцию для тех, кто хотел бы назвать ребенка по всем древнерусским правилам


1. Не называйте ребенка именем живого отца или деда


Считается, что при таком повторе имени дух покидает живого предка и переходит к наследнику, ставшему его тезкой. Выберите имя подходящего умершего предка. Из этого правила есть и исключение: можно — а иногда даже желательно — назвать ребенка именем живого дяди, то есть вашего брата или брата его матери (они назывались в Древней Руси стрый и уй). Это отличный способ наладить хорошие отношения ребенка с дядей в будущем, ведь именно он, по правилам родового мира, должен будет взять ваших детей под опеку, если вы умрете.


2. Нельзя называть сына своим именем


Если вас зовут Владимир (Володимир), то сыну такое имя дать уже нельзя — никаких Владимиров Владимировичей среди князей домонгольской Руси, как правило, не было. Такое сочетание имени и отчества означало бы только одно: ваш сын родился, когда вас уже не было на свете. Однако часть собственного имени использовать можно: в случае с Володимиром это части «Волод» и «Мир», то есть сына можно назвать Всеволодом или Мирославом (хотя династического имени Мирослав на Руси не было, а значит, нареченный им князь вряд ли мог претендовать на стол).


3. Можно использовать экзотические имена — например, те скандинавские имена, которых нет в русском именослове


Некоторые скандинавские святые когда-то почитались и на Руси — например, Святой Олав. Есть свидетельства, что ему была посвящена церковь в Новгороде, там же почитались его иконы. В древнем тексте Молитвы ко Пресвятой Троице (XII век) он упоминается наряду с другими скандинавским святыми — Канутом (датчанин Кнут Святой) и Магнушем (Святой Магнус Оркнейский). Строго говоря, вы можете окрестить ребенка таким именем даже и в современной православной церкви — достаточно указать священнику на соответствующий текст домонгольского времени и объяснить, что эти имена присутствовали в литургических текстах той поры. Хотя, конечно, это довольно экзотические святые, из пантеона святых средневековой Руси после XII века они исчезли.


4. Но все же с иностранными именами нужно быть осторожнее


Иностранные имена, которые были не приняты в том или ином роду или семье, часто указывали, например, на внебрачное происхождение ребенка. В Скандинавии некоторые христианские имена пользовались особой популярностью, потому что их можно было давать бастарду. Это не значит, что русский князь с иностранным именем не мог унаследовать престол, но была вероятность, что окружающие воспримут это с непониманием и даже враждебностью. Есть пример из скандинавской жизни: в начале XI века Олав Шведский, отец Ингигерд, которая стала женой Ярослава Мудрого, назвал своего законного сына Якобом, поскольку тот родился в день апостола Иакова — имя это не было скандинавским, но Олав относительно недавно крестился и, как всякий неофит, стремился соблюдать порядки христианского имянаречения. Когда Якоб, сын Олава, должен был сменить своего отца на шведском престоле, жители страны сказали ему, что такое имя не подходит для короля — в Швеции никогда не было правителя с таким именем. Его избрали конунгом на тинге, но нарекли династическим именем Анунд (Энунд) — в результате у короля свеев появилось двойное имя Анунд-Якоб (Энунд-Якоб), что само по себе не характерно для Швеции той поры.


5. Помните, что любое имя что-то значит


В Средневековом мире по имени считывалось очень многое, это что-то вроде чипа, содержащего всю необходимую информацию (особенно такая метафора уместна, если речь идет об имени династическом). Иначе говоря, у каждого имени есть подтекст и свои устойчивые культурные ассоциации. Так, имя Изяслав в княжеской династии домонгольской поры часто давали второму сыну в семье. Далеко не все старшие сыновья выживали, и второй сын — это всегда исключительно важная фигура в княжеской семье, почти наследник. Таким образом, выбирая сыну династическое имя Изяслав, вы в известной степени программируете, задаете его судьбу.


6. Загляните в церковный календарь


У князя есть династическое имя, языческое по происхождению, и есть имя христианское, крестильное. У каждого — свой ареал употребления; в церкви князь не может сказать: «Исповедуется раб Божий Изяслав», потому что имени Изяслав нет в церковном календаре. У христианского имени — свои правила выбора. Во-первых, ребенку можно дать свое собственное крестильное имя или крестильное имя его живого деда, чего делать с именами нехристианскими, как мы помним, не рекомендуется. Кроме того, крестильное имя можно выбирать по дню рождения (допустим, сын родился 26 октября, в день памяти Святого Дмитрия Солунского — тогда в высшей степени уместно будет наречь его Дмитрием). Также можно отсчитать по церковному календарю восемь дней вперед со дня рождения — этот способ приобрел особенную популярность в XIV–XVI веках, и связан он с евангельским рассказом о том, что Христос был обрезан на восьмой день. Так, если ваш мальчик родился 26 октября и вы по каким-то причинам не хотите назвать его Дмитрием, то можно наречь его Акепсимом, Аттиком или, скажем, Истукарием, ибо память именно этих святых отмечается на восьмой день после Святого Дмитрия Солунского. При этом имя для девочки можно выбрать, отсчитав и восемь дней назад по месяцеслову — правила для девочек были менее жесткими. Еще один способ — отсчитать не 8, а 40 дней вперед. Впрочем, стоит иметь в виду, что с церковным календарем князья сверялись лишь после того, как были учтены все родовые правила, привычки и обычаи.


7. Не называйте ребенка именами мучеников и людей трудной судьбы


Вера в то, что имя — это знак, который предопределяет судьбу младенца, в известной степени сохраняется и по сей день. Еще в XIX веке этнографы фиксировали, что русские крестьяне не очень-то любили называть детей именами мучеников и стремились всучить деньги священнику, дабы он крестил в честь какого-нибудь исповедника, умершего своей смертью, явно опасаясь, что в противном случае жизнь ребенка будет обречена на мучения. Если вы выбрали для ребенка христианское имя, не поленитесь изучить на всякий случай житие соответствующего святого и постарайтесь подобрать патрона с благополучной судьбой — епископа, игумена или митрополита.  

Показать полностью
13
Внезапное православие
13 Комментариев  

На изображении святой Христофор, икона XVII века, находится в Череповецком художественном музее

Внезапное православие православие, внезапно, икона
Показать полностью 1
9
Крестовые походы в 8 пунктах
3 Комментария  

Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами


27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве возна­граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.


1. Основные события Крестовых походов


Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

Bibliothèque nationale de France

Крестовые походы в 8 пунктах крестоносцы, Крестовый поход, история, длиннопост

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото­рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате­лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри­ки были отправ­лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто­носцев испытывали постоян­ную нехватку в защитниках.


В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво­вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.


2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век

Крестовые походы в 8 пунктах крестоносцы, Крестовый поход, история, длиннопост

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер­ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед­него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи­ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску­пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа­сение души и обеспечивала место в раю.


Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.


3. Сколько стоило участие в походе


Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад­шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо­гатств Востока. Современ­ные историки от­вергают эту теорию. Во-первых, сре­ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки­дали свои владе­ния на долгие годы. Во-вто­рых, участие в Крестовых похо­дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор­мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз­можность подработать в походе, а так­же на подаяния более обеспеченных кресто­носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра­тилось на провизию и другие необходимые вещи.


Исто­рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол­жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон­ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.


Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари­ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший­ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.


4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века

Крестовые походы в 8 пунктах крестоносцы, Крестовый поход, история, длиннопост

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну­лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен­ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про­визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим­ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид­ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру­гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.


5. Участвовали ли в походах женщины


Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489–1492 годы

Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.

Крестовые походы в 8 пунктах крестоносцы, Крестовый поход, история, длиннопост

Да, хотя их количество сложно под­считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре­мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж­чин приходилось 42 женщины. Неко­торые женщины участвовали в Кре­стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно­сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа­сти душу, помолиться у Гроба Господ­ня, посмо­треть на мир, забыть о до­машних неурядицах, а также просла­виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни­цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто­носцы старались соблюдать целомуд­рие: внебрачные связи карались, а про­ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.


В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.


6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы

Крестовые походы в 8 пунктах крестоносцы, Крестовый поход, история, длиннопост

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.


Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).


7. С кем крестоносцы воевали


Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь­ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред­лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос­цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро­мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.


С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.


8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век

Крестовые походы в 8 пунктах крестоносцы, Крестовый поход, история, длиннопост

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре­стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару­ше­ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид­рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза­мом. Но ко­гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру­салим. У му­сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска­лы» и ме­четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе­ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз­вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу­ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.


Автор Елизавета Лапина

Показать полностью 6
5
Документальные фильмы о российских дорогах за 59 миллионов рублей
5 Комментариев  

Росавтодор объявил открытый конкурс на создание нескольких документальных фильмов о строительстве, реконструкции и содержании федеральных дорог. Максимальная цена контракта составляет 58,9 миллиона рублей, источник финансирования — федеральный бюджет, указано на портале госзакупок.


Как следует из технического задания, создатель фильма должен снять и смонтировать 10 серий продолжительностью от 15 до 25 минут, их короткие версии от пяти до 10 минут и итоговый фильм под рабочим названием «Деятельность Росавтодора в 2017 году» продолжительностью от 60 до 80 минут с короткой версией в том числе на английском языке.


Фильмы должны «обеспечить открытость, прозрачность, информативность и достоверность в предоставлении населению информации о дорожных объектах и о деятельности Федерального дорожного агентства». В фильмы должны войти сюжеты о строительстве участка Московского большого кольца, реконструкциях дорог в Московской, Рязанской, Архангельской, Мурманской и других областях. Также создатели фильма должны осветить стройки дорог к Чемпионату мира по футболу в 2018 году в Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Самарской областях, в Республике Мордовия и в Санкт-Петербурге.


Стоимость одной серии от 15 до 20 минут составит от 4,8 до 5,2 миллиона рублей. Заявки принимаются до 11 апреля. Все работы должны быть выполнены к 22 ноября 2017 года.


При этом в марте 2016 года Росавтодор объяснял пользу плохих дорог. По мнению ведомства, аварийность на дорожных участках с хорошим покрытием может быть выше, чем на дорогах худшего качества.


http://www.the-village.ru/village/city/city/260612-how-is-it...

7
Запутанные родственные связи в языке Дьяру
6 Комментариев  

Вымирающий язык, на котором говорят около 350 человек на северо-западе Австралии. Вместе с большинством других языков Австралии дьяру (или тяру) относится к пама-ньюнгской семье.


Как и другие пама-ньюнгские языки, имеет своеобразную систему звуков. В нем нет противопоставления согласных по глухости-звонкости, нет щелевых (свистящих и шипящих), зато есть четыре разных [n], по три разных [d] и [l] и две [r] (кроме названных есть еще [b], [g], [j] и [w]).


В дьяру непривычная для европейцев система терминов родства. Мужчина называет своего дедушку по отцу словом gilagi, и этим же словом дедушка называет внука (и внучку). Аналогичным образом зять и теща используют по отношению друг к другу слово maliji, муж и братья жены — waɖu. Вместе группируются братья (и так же — но отдельно от братьев — сестры): слово ŋawiji используется по отношению не только к отцу, но и ко всем его братьям, amaji — к матери и всем ее сестрам. В более дальнем родстве братья с сестрами тоже называются одинаково: вышеупомянутое слово gilagi — не только дедушка (и внук с внучкой), но также и брат дедушки, и сестра дедушки, а слово maliji — не только теща, но и ее братья и сестры.


Система родства в некоторых аспектах различается в речи мужчин и женщин. Например, женщины называют и дочь, и сына одним и тем же словом ŋalaji, а мужчины используют разные слова — wigi и ŋawiji (то же слово, что и для отца и дяди); женщины называют одним и тем же словом — ŋaɖaji — и млад­шую сестру, и младшего брата, а мужчины этим словом называют только младшего брата, зато одинаково называют своих младших и старших сестер (gawulu).


Племя делится на восемь групп, что важно для заключения брака. Для их обо­значения используется 16 слов, поскольку в каждой группе различаются еще мужчины и женщины. Например, мужчина из подгруппы ɖuwuru может жениться только на женщине ɲawana, а их дети будут относиться к группе -gara (сын — ɖagara, дочь —nagara). При этом ребенок может называть словом ŋawiji не только своего отца и его братьев, но и вообще всех мужчин той же подгруппы (в нашем случае — подгруппы ɖuwuru). Более того, друг к другу люди чаще обращаются по названию подгруппы, а не по личному имени.


В культуре дьяру зятю не разрешается общаться с тещей (и даже смотреть на нее), а невестке — со свекром, и наоборот. Если же зятю приходится говорить в присутствии тещи или даже просто упоминать ее в разговоре с кем-то (аналогично и для невестки), используется специальный вариант языка, который отличается от обычного двумя аспектами. Во-первых, в нем любой глагол заменяется на глагол luwaɳ, который дословно значит «стре­лять». Во-вторых, любые местоимения и глаголы ставятся в форму множе­ственного числа. Например, фраза «Теща кидает шапку» дословно звучит как «Теща стреляют шапку», «Теща бежит» (буквально «делает бег») — как «Теща стреляют бег», а «Она слушает (‘слушать-делает’) мою тещу» — «Они слушать-стреляют мою тещу».

5
Как понять мнительных стариков или Параноид жилья
1 Комментарий  

Что такое «параноид жилья»


Врач-психиатр Олег Смирнов объясняет, чем характерен параноид жилья, при каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед


Параноид жилья и бред ущерба


Параноидом жилья в специальной литературе иногда называют параноид позднего возраста (или поздний параноид). Это психотическое расстройство, которое развивается у пожилых людей, характеризующееся бредом (то есть ложным умозаключением, в котором человека невозможно переубедить) с характером преследования.


Бред преследования может выражаться в форме бреда отравления, притеснения, но наиболее частая его разновидность у пожилых — это так называемый бред ущерба, проявляющий обычно идеями воровства. Чаще всего бред ущерба возникает после 60–65 лет, хотя встречается и у более молодых (в 45–55 лет).


О чем свидетельствует бред ущерба


Бред ущерба может быть признаком далеко не только параноида жилья. При этом любая болезнь, как правило, не исчерпывается этим видом бреда — в большинстве случаев мы имеем дело с тем или иным более сложным расстройством. И здесь можно думать о нескольких заболеваниях.


При позднем параноиде поставить правильный диагноз позволяют дополнительные симптомы: например, обманы восприятия, обонятельные, слуховые, тактильные иллюзии или галлюцинации. Параноид может быть начальным этапом старческого слабоумия, которое в современной психиатрии обозначается термином «болезнь Альцгеймера». На это будут указывать грубые расстройства памяти и познавательных функций.


Люди, страдающие хроническим эндогенным психозом, например шизофренией в разной форме, тоже находятся в зоне риска: структура и фабула бреда у этих больных могут меняться по достижении ими возраста 60–65 лет. Например, болезненные представления становятся все менее масштабными и вместо преследователей-незнакомцев появляются преследователи-соседи; к бреду воздействия (когда человеку казалось, что кто‑то воздействует на его мысли, тело, угрожает ему) присоединяются идеи ущерба, обнищания.


Есть мнение, что некоторые категории людей, страдающих медленно прогрессирующими хроническими психическими заболеваниями, также склонны к развитию маломасштабного бреда. Вступая в зрелый или пожилой возраст, они легко могут формировать бред ущерба, воровства или иного преследования, который отличается относительной сложностью и необычностью: например, для них ущерб — это не просто пропажа вещей, а скорее их подмена или порча.


Если человек оказался в сложных условиях и его психика подверглась невыносимым перегрузкам, может сформироваться так называемый острый бредовый психоз. Это реакция, которой не предшествовали какие-либо психические отклонения, она может так же бесследно закончиться. Но кроме этого есть и другие острые психозы — экзогенно-органические. Они возникают под влиянием тех или иных вредоносных факторов: алкоголя, отравляющих веществ — и проявляются обманами восприятия или нарушением сознания. И острый бредовый психоз, и экзогенно-органические реакции могут сопровождаться маломасштабными идеями ущерба и воровства, если развиваются у людей старшего возраста.


В чем причина


Почему стареющая психика охотнее строит маломасштабные бредовые конструкции, до сих пор не очень ясно. Есть гипотеза, что в ней, как и во всем организме, происходят приспособительные изменения и она, отдаляясь от беспокойной внешней среды, компенсаторно сосредотачивается на том, что ближе, конкретнее, понятнее. Мы видим, что пожилой ограничивает свои контакты и становится менее активным. Все, что у него остается, — это он сам, его окружение, его ближайшая среда. И бред, формирующийся в этих условиях, приобретает малый размах.


Мы не можем точно сказать, появляется ли бред ущерба чаще у людей, которые проживают в неродственном окружении, например в коммуналке, или у тех, кто живет в нормальной семье. Таких данных нет. Причины могут быть в другом. Например, если у человека начинается деменция (а это точно не зависит от степени любви тех, кто его окружает), его память ухудшается, поэтому он часто забывает, куда положил вещи. У него может появиться подозрение, что их кто-то взял. Так как подобные проблемы возникают ежедневно, эти идеи получают подтверждение. И вот тогда могут появиться устойчивые бредовые идеи ущерба.


Какие-то симптомы, напоминающие бред ущерба, могут возникнуть и у более молодых людей. Но в этих случаях масштаб больше и построения сложнее. Бредовая система иногда складывается скачками или в результате «озарения», существует долго (в некоторых случаях на протяжении многих лет), и человек находится во власти своих подозрений, которые то усиливаются, то ослабевают. В ряде случаев так протекает хронический бредовый психоз.


Как распознать бред ущерба


Если пожилой человек думает, что у него кто-то что-то украл или его в чем-то притесняют, это далеко не всегда указывает на бред ущерба. Пожилые люди часто не уверены в своих силах, возможностях. Они вынуждены рачительно использовать свои ресурсы, становятся скупыми и нередко в меру недоверчивыми. Если рядом есть молодые родственники или соседи, всегда возможен конфликт поколений, возникает недопонимание или даже противостояние. Есть, кстати, люди, которые испытывают страх перед пожилыми и поэтому очень агрессивны по отношению к ним (здесь я имею в виду страдающих геронтофобией). Все это вынуждает пожилого человека как‑то реагировать, адаптироваться.


Нередко компенсаторные механизмы пожилого человека довольно быстро истощаются, что приводит к их срыву и развитию грубых психических расстройств. Например, не так давно мне пришлось осматривать пожилого мужчину, поступившего в стационар в психомоторном возбуждении и с грубыми расстройствами ориентировки. После купирования психоза врачам удалось выяснить, что дома его притесняют. Беседа врачей с его родственниками подтвердила это. Оказалось, что он действительно проживает с дочерью, страдающей алкоголизмом, терпит издевательства как от нее, так и от случайных посторонних, которые бывают у него дома. Естественно, долгое время он испытывал эмоциональное напряжение, которое завершилось гипертоническим кризом, нарушением мозгового кровообращения и острым психозом.


Как понять, есть у человека бред или нет? Врачу-психиатру достаточно осмотреть больного и поговорить как с ним, так и с его родственниками. Существует ряд признаков, которые позволяют психиатру выявить бред. В разговоре мы можем увидеть отсутствие логики, критики. Например, человек живет на втором этаже и рассказывает, что он каждую ночь слышит, как с двадцатого этажа спускают по трубам воду или включают радио, поэтому он не может спать и считает, что его пытаются выжить из квартиры. Мы понимаем, что это галлюцинации и бред. Или женщина, живущая очень бедно, получающая пенсию в 10 тысяч рублей, заявляет, что у нее украли три миллиона. Это сразу заставляет проверить ее память и мышление. Если бы она сказала, что у нее украли 20 тысяч, это тоже могло бы быть бредом, но заподозрить его было бы сложнее. Впрочем, и тут достаточно задать дополнительные вопросы, чтобы все выяснить.


Обычно после того, как мы уточняем детали и подробности, все становится понятно. Например, человек говорит, что к нему на балкон регулярно проникает сосед и ворует банки с консервами. Мы пытаемся выяснить, как сосед это делает. И тут же слышим долгий обстоятельный рассказ, изобилующий нелепыми умозаключениями и построениями. И тогда мы понимаем, что имеем дело с бредом.


При подозрении, что родственники наговаривают на старика, следует дать им отдохнуть друг от друга. Например, пожилой человек попадает на дообследование в больницу, естественно, контакт с родственниками обрывается, и через какое-то время все встает на свои места.


Бывают ситуации, когда надо разбираться, у кого из участников конфликта проблемы с психическим здоровьем. Коллега рассказывал мне о довольно необычном случае, когда у обследуемого наблюдались признаки бреда преследования (отравления), в который был вовлечен один из соседей. Потом оказалось, что этот сосед страдал шизофренией и действительно, просверлив несколько отверстий в межэтажном перекрытии, пытался провести через них газовый шланг.


Человек может оказаться в ситуации, когда психически больной родственник ворует вещи. Это могут быть клептоманы, люди, страдающие разного рода зависимостями или моральным слабоумием (действующие только в соответствии со своими низменными интересами). И у здорового человека, находящегося в такой среде, может развиться легкое психическое расстройство.


Может ли ближайшее окружение понять, что у пожилого человека маломасштабный бред? Если бред направлен против родственников, они сразу все понимают: «Он начинает нас обвинять в том, что мы воруем у него тапочки, старые газеты, 15 рублей из кошелька». Родственники замечают, что пожилой человек часто перекладывает вещи, прячет их; они жалуются, что сами не могут найти нужные вещи, нередко обнаруживая их в самых неожиданных местах: под матрасом или в дальнем ящике забытого шкафа.


Сам человек обычно не может заподозрить, что у него бред. Если это пожилой, страдающий слабоумием, то он просто забудет о том, что обвинял родственников в краже денег и что деньги в итоге нашлись. У тех, кто страдает бредом ущерба, нет «внутреннего оппонента». А раз нет критики, то нет и вопроса: «А все ли у меня в порядке с психическим здоровьем? Может быть, я просто забыл?» Поэтому не бывает случаев, когда человек самостоятельно обратился к психиатру, заподозрив у себя бред ущерба.


Олег Рудольфович Смирнов — врач-психиатр, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела психической патологии позднего возраста Московского научно-исследовательского института психиатрии.  

Показать полностью
22
Нелепые случайности, которые многое изменили
13 Комментариев  

Метеорит и христианство


События, которые описываются как «путь в Дамаск», сыграли колоссальную роль в становлении христианства. И скорее всего, они связаны с падением метеорита.

Апостол Павел направлялся в Дамаск на поимку местных христиан. По дороге он увидел на небесах ярчайший свет, был сбит с ног ударной волной и услышал оглушительный грохот. Он ослеп на 3 дня и прозрел лишь в Дамаске, после встречи с христианином Ананией.

Произошедшее Павел растолковал как Божье знамение и стал активно проповедовать христианство.


Трудности перевода и атомная бомба


В 1945 года США потребовали от Японии капитуляции. В своем ответе японский премьер Судзуки использовал слово mokusatsu, которое можно перевести как «без комментариев», «остаемся в нейтральном молчании» или «мы подумаем».

При переводе это слово превратилось в «мы игнорируем», а потом по принципу глухого телефона в «мы отвергаем» и «мы рассматриваем ваш вопрос с презрением».

Такой ответ оскорбил президента США Трумэна, что подтолкнуло его сбросить на Японию пару атомных бомб.


«Титаник» и помощник капитана


Ключи от шкафа, где хранились бинокли команды «Титаника», могли бы спасти жизни всех, кто погиб в крушении лайнера. Если бы не Дэвид Блэр, получивший должность второго офицера на «Титанике» и отстраненный в последний момент перед роковым плаванием.

Уходя с парохода, Блэр забыл выложить из кармана ключи от шкафчика с биноклями. Поэтому часть экипажа была лишена возможности увидеть тот самый айсберг до того, как произошло непоправимое.


Небрежность и пенициллин


Ученый Александр Флеминг не очень-то следил за порядком. Он забыл убраться в своей лаборатории, оставил стафилококки в чашке Петри и ушел в отпуск на 2 недели.

Все это время в лабораторию никто не входил, и когда Флеминг вернулся, перед ним предстала удивительная картина. Чашки были заполнены плесенью, а стафилококки умерли.

Так был открыт антибиотик пенициллин и люди перестали погибать от целого ряда бактериальных инфекций.


Падение Берлинской стены и рассеянность политика


В 1989 году восточногерманский политик Гюнтер Шабовски созвал пресс-конференцию, чтобы объяснить незначительные изменения в законе о пересечении Берлинской стены. В его речи проскользнул намек на то, что какие-либо ограничения по выездам будут вообще сняты. Журналист, услышавший именно такой подтекст, спросил, когда же изменения вступят в силу.

На это Шабовски сказал: «Немедленно». Пресса моментально напечатала о том, что запретов больше нет. Это повлекло за собой столпотворение людей у стены, которые требовали разрешения пройти. Власти, чтобы избежать бунта, позволили стене пасть.

Почему Шабовски ответил именно так? Вероятно, он просто все перепутал. Но он стал человеком, фактически разрушившим Берлинскую стену.


Неуклюжесть ученого и небьющееся стекло


В 1903 году ученый Эдуард Бенедиктус уронил на пол колбу. К его удивлению, она не разлетелась на осколки, а лишь растрескалась. Ученый вспомнил, что после предыдущего опыта на стенках колбы сохранился тонкий слой нитрата целлюлозы.

Бенедиктус сделал «бутерброд» из двух стекол, склеенных слоем нитрата целлюлозы. Такое стекло можно было бить молотком — оно трескалось, но не распадалось на осколки.

Так появилось стекло «триплекс», которое используется по сей день. Благодаря ему во время аварии водитель и пассажиры точно не погибнут от ранений осколками.


Наполеон и Франция


Личность и характер Наполеона во многом предрешили судьбу Франции. Этого могло бы не случиться, если бы не одно событие. Остров Корсика, где родился Наполеон, был передан Франции за долги по Компьенскому трактату всего за год до его рождения.

Именно это сделало его французом по рождению и дало возможность стать тем, кем он стал. Если бы остров остался во власти генуэзцев, скорее всего, Наполеон остался бы безвестным, хотя, как все мы знаем, история не терпит сослагательного наклонения.


Рентгеновские лучи


В 1895 году немецкий физик Вильгельм Рентген открыл новое излучение. Чтобы протестировать его свойства, он ставил на пути лучей разнообразные предметы. Совершенно случайно его рука попала в зону действия луча. То, что увидел ученый, шокировало его: он видел свою руку насквозь, а непрозрачными остались только кости.

Наблюдательность Рентгена полностью перевернула медицину, а Х-лучи были названы рентгеновскими в честь их первооткрывателя.


Константинополь и незапертые ворота


Константинополь выдерживал множество осад на протяжении тысячи лет, но пал в сражении с турками в 1453 году. Роковую роль при этом сыграла незапертая калитка Керкопорта.

Во всей системе укреплений Константинополя было несколько потайных ворот и калиток, которые могли быть использованы для разведывательных вылазок. Одна из них, по недосмотру (а может быть, умышленно?) была оставлена открытой после одной из таких вылазок. Через этот потайной вход армия турок спокойно вошла и захватила город.


Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/9-nelepyh-sluchajnostej-... © AdMe.ru

Показать полностью
77
За что на самом деле сожгли Джордано Бруно?
8 Комментариев  

За Джордано Бруно закрепился образ мученика науки, которого сожгла инквизиция за веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Историк Ованес Акопян объясняет, почему это не соответствует действительности


«…Ученый был приговорен к сожженью.

Когда взошел Джордано на костер,

Верховный нунций перед ним потупил взор…

— Я вижу, как боитесь вы меня,

Науку опровергнуть не умея.

Но истина всегда сильней огня!

Не отрекаюсь и не сожалею».

Неизвестный автор


Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо. Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом (см. стихотворный эпиграф). Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».


Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.


В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.


К началу 1590-х годов он все яснее видел себя религиозным проповедником и апостолом реформированной религии и науки. В основе этого учения лежали крайний неоплатонизм, пифагорейство, античный материализм в духе Лукреция и герметическая философия. При этом нельзя забывать одной вещи: Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».


Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.


«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.

Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Из доноса Джованни Мочениго от 23 мая 1592 года


Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.


«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе?..

Ответил: „Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время“».

Из материалов следствия венецианской инквизиции


Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».


В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».


В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:


«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо­вавшиеся».

Каспар Шоппе. Из письма ректору Альтдорфского университета от 17 февраля 1600 года


Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.


В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Показать полностью


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь