Лучший кадровик - Терминатор
Когда вырастаешь, понимаешь, что в этой бессмертной реплике Кайл Рис говорил про эйчаров
Вольный перевод:
С ним нельзя договориться, его нельзя уговорить. Оно не чувствует ни жалости, ни сожалений, ни страха.
Когда вырастаешь, понимаешь, что в этой бессмертной реплике Кайл Рис говорил про эйчаров
Вольный перевод:
С ним нельзя договориться, его нельзя уговорить. Оно не чувствует ни жалости, ни сожалений, ни страха.
Всем привет!
Меня зовут Михаил, мой возраст - 23 года. Я живу в Москве, хотя периодически уезжаю в родной город неподалёку. Среди моих увлечений можно найти разные и слабо связанные вещи, например: исполнение классической музыки на фортепиано, горные лыжи, сочинение музыки, велосипед, чтение нехудожественной литературы. Периодически играю в компьютерные игры двухтысячных годов (предполагаю даже, что это был своеобразный "золотой век" индустрии). Люблю гулять по Москве пешком или на велосипеде, но прогулки в одиночестве подходят не под каждое настроение. Много другой информации вы сможете найти на моей странице - я намеренно сделал её такой, чтобы по ней можно было делать какие-то выводы обо мне. Ссылка в комментариях
К поиску девушки при помощи Пикабу прибегаю из чистого интереса - ресурс большой, публика очень разношёрстная, потому и всякие встречи возможны. Иными словами, испытываю удачу. Особенно это важно потому, что я не знаю, кого ищу. Знаю лишь, что девушка моей мечты по идее должна разделять моё увлечение классической музыкой, без этого со мной будет тяжело (но не факт, что и с этим легко!). В идеале девушка должна также разбираться в чем-то, что может зажечь мой интерес, например в хорошей литературе.
Мой взгляд на отношения заключается в том, что лучшие из них начинаются без конкретных целей, сами собой, и параллельно с ними должна крепнуть дружба и привязанность, умение решать какие-то текущие проблемы. На одном влечении это страшное, нагруженное многими смыслами и идеями понятие "отношения" не вытянуть.
Наконец, хочу сказать, что хоть я и интроверт, но ответить постараюсь всем, общаюсь с новыми людьми я охотно, и самый сложный этап для моей интроверсии - самые-самые первые шаги знакомства. Конечно, хотелось бы, чтобы общение перешло из виртуальности в реальность, но какими темпами это пойдёт, предсказать трудно.
Да пребудет с нами Сила!)
На всех фотографиях - одно и то же поле. Самое фотогеничное поле во всей Шотландии!
Август
Май
Ноябрь
Декабрь
Сентябрь
Март
Безысходность (Октябрь)
Глаза ужасного монстра на горизонте (Апрель)
В этом посте я хотел бы поделиться с вами небольшой историей из жизни, а также своими наблюдениями по поводу образования за рубежом. Предупреждаю, будет очень много текста, перемежающегося фотографиями. Если захотите спросить что-нибудь - добро пожаловать в комментарии, постараюсь ответить всем.
В жизни регулярно всплывает вопрос: что делать дальше? (если вы не гениальный стратег)
Так же было и у меня год назад, и после долгого, мучительного размышления я решил, что образование - хорошая альтернатива работе, и заявил, что хотел бы получить степень магистра за рубежом. Так и началась эта эпопея.
Первым делом я отправился в одну знакомую контору (которая за пять лет до этого занималась моей сестрой), чтобы они подыскали для меня хорошую магистерскую программу. Понимаю, что для многих это прозвучит дико, и для многих - привычно, но у меня не было ни малейшего представления, что я хочу изучать. Несколько недель или даже месяц сотрудники этой фирмы, очень терпеливые люди, выпытывали у меня разнообразные подробности о качествах моей личности, направленности интересов, моей специальности (банальщина: экономист) и о прочих мелочах, так необходимых для поиска хорошего образования. Как и пять лет назад до тех событий, когда я поступал в бакалавриат, долго терзался, что я хочу больше - изучать мою любимую музыку (в свободное время я - пианист), или же хочу получить потенциально прибыльную, но не шибко интересную специальность. Как в первый раз, я выбрал второе. Видимо, характер такой.
Сказано - сделано, мне предоставили выборку из разных университетов нескольких стран с программами экономических и околоэкономических направлений, и выбор стал как минимум вычислимым. Трезво прикинув, какие у меня есть навыки и способности, я отмёл классическую экономику, а затем и вовсе перестал рассматривать специальности, сосредоточившись больше на университетах.
Сент Эндрюс изначально был главным моим кандидатом. Во-первых, это третий старейший университет Великобритании, после Оксфорда и Кембриджа, и третий же по некоторым рейтингам, но обучение там почти вдвое дешевле номера 1 и 2; также он входит в сотню лучших университетов мира. И, наконец, мне уже приходилось там бывать - на церемонии вручения диплома у сестры. Мне начало казаться, что в таком месте неважно, что изучать.
Это безумно красивый город, хоть и маленький - всего 20000 населения, из которых 10000 - студенты, если мне не изменяет память, на берегу Северного моря, находящийся в 50 км к северу от Эдинбурга.
По старой русской традиции всё делалось в последний момент, даже с помощью этой конторы, которая взяла на себя функции посредника. Была куча бумажной работы, мне приходилось искать, кто бы мне мог написать рекомендательные письма в бывшем университете, писать мотивационные письма. Сбербанк чудил сверх всякой меры. Документы подавались в последний момент, когда еще не было результатов экзамена, сам экзамен по английскому, IELTS, сдавался в середине июня, причем я не был уверен, что сдам его хорошо. К экзамену готовился два месяца, но до этого язык изучал с репетитором в последний раз в школе, в университете он преподавался так себе, и в те годы я просто поддерживал уровень регулярным просмотром фильмов, сериалов в оригинале, а также роликов на Ютьюбе. Но результат оказался хорошим, и меня приняли в два из трех Университетов, куда я подавал документы. И выбрал Сент Эндрюс. Дар запоздалого предвиденья начал потихоньку вопрошать, к чему вообще была вся эта канитель с выбором.
И что я поехал изучать, собственно? И, что не менее важно, почему я выбирал в основном британские университеты? Поехал я изучать благородное искусство обмана и отъема денег легальными способами маркетинга, рассудив, что моя любовь к написанию текстов сможет мне в этом помочь. Великобритания выбрана по еще более простой причине: магистратура там длится всего год, в отличие от двух лет во всём остальном мире. Ленивые островитяне!
Пропущу детали, как я весело-весело добирался (а это был чуть ли не первый мой самостоятельный вылет), как потерялся мой багаж, как я бегал после прилета первые несколько дней от здания к зданию в причудливом квесте, как совершенно внезапно началась учёба. Теперь перейду непосредственно к впечатлениям. Тезисно и по пунктам.
Про учёбу. Для российского студента всё будет в диковинку. Начать хотя бы с того, что тебя не допустят до занятий, пока ты не пройдешь онлайн обучение и последующее тестирование по "академическому письму" и прочим формальностям. Там рассказывается, что такое цитирование, почему нельзя заставлять других студентов делать работы за тебя, почему нельзя показывать свои работы другим студентам (sic! Потому что если они украдут твою работу, то виноват будешь ты в том числе), что такое плагиат, и кучу других жизненно важных мелочей, за нарушение которых возможны длительные разбирательства.
Учеба разбита на модули - изучается три модуля за семестр. Видимо, британцы фанатеюст от принципа "лучше меньше, да лучше". Из них два модуля обязательные, закрепленные за программой, один - по твоему выбору, и выбор весьма разнообразен: от "Инвестиций в исламские страны" до "работы НПО". В первом семестре я выбрал Предпринимательство, и хотя модуль был сугубо теоретический, было интересно.
В новинку также посещения - они все обязательные, но их мало. На модуль обычно один семинар и одна лекция в неделю, во втором семестре вообще по обязательным предметам шли какие-то дикие для наших привычек совмещенные лекциосеминары. Также во втором семестре была представлена система, при которой на каждой лекции поиммо преподавателя выступала еще специально подготовившаяся группа студентов, причем не в форме презентации, а скорее именно преподавательской работы с классом. Получалось... по-разному. Кто-то вел хорошо, кто-то не очень. Особенно отличались китайцы - их акценты невозможно понять в принципе.
Вот фотография моего главного учебного здания. При дневном свете выглядит не так загадочно.
Про преподов. В большинстве своём - удивительные люди. Все достаточно молодые, только препод по Предпринимательству имел благородные седины. Их интересно слушать, даже когда они несут полную ахинею (увы, было и такое). Как я понял, большинство идут в преподавательство, имея за плечами реальный опыт работы в этом направлении, как правило докторских степеней у них нет, они сами магистры или имеют MBA.
Стиль преподавания у них схожий: тебя не бросают на произвол судьбы и не ставят перед неприятными фактами, но тщательно указывают направление. Не понял задание? Назначаешь встречу, разговариваешь. Хочешь получить подробный отзыв о своём эссе? Назначаешь встречу, обсуждаешь эссе. Всё это кажется очень полезным, пока не начинаешь задумываться - а что это, собственно, решает? Ничего, потому что задания не повторяются, да и проверяются слишком долго, чтобы отзыв на них имел для тебя какую-то полезность.
Про задания и оценки. В диковинку будет и здешняя система заданий и оценок. Задания выдаются редко - на весь модуль их три-четыре штуки обычно, одно-два групповых, два-три индивидуальных. Индивидуальные задания чаще всего в форме академического эссе. На самом деле это какая-то форма интеллектуальной пытки. Требования выдаются двумя-тремя предложениями, свобода велика, но попробуй сделать что-нибудь не так - в отзывах потом всякого начитаешься. Суть этого задания в том, что ты читаешь несколько статей по заданной теме, используя библиотечные ресурсы или небезызвестный Google Scholar и составляешь, развиваешь свою мысль с опорой на этих мэтров. К такой форме работы я совершенно не привычен, и получал за это самые разные оценки, от 13 до 17 (по 20-балльной шкале). Самая первая работа, по сути обучающая, заключалась в развернутом обзоре на прочитанную книгу. Как ни странно, интересно, почаще бы были такие задания, где можно на равных подискутировать с автором, но, увы, случай был единичный. Впрочем, это не мешало моей спорщической натуре вступать в разной степени жесткости и едкости дискуссии на страницах традиционных эссе - благо, это даже, можно сказать, поощряется. Лишь бы была аргументация достойная. А вообще в гуманитарных науках довольно просто показать, что кто-то неправ, потому что в одной теме существует огромное количество непротеворечивых концепций и академиков, утверждающих противоположное.
Сами эссе непривычно небольшие - самое крупное, что я писал, насчитывало 3000 слов. Но, честно говоря, на каждое такое эссе я потратил больше училий, чем на все курсовые и диплом, вместе взятые, на бакалавриате. Приходится читать статьи и писать - иногда потихоньку, иногда залпом. В начале года я не мог написать больше 300 слов за день, и начинал работу, возможно, впервые в жизни, задолго до срока сдачи. Под конец учебного года я уже мог писать по 1000 слов в день. Это не так просто, как кажется.
Про обратную связь. Это то, что очень важно для университета. И то, чего не было вообще в мою бытность бакалавром. Тут ты заполняешь формы обратной связи на образовательные модули, на конкретных преподавателей. Тут запросто спрашивают студентов на прямо на семинаре: "Ну, что бы вы хотели проходить на следующем занятии?", что в общем-то понятно при одном часе семинара в неделю и обширнейших темах, почти каждая из которых может быть самостоятельным модулем. Но всё равно выглядит дико. Это как хирург, вопрошающий пациента: "Ну, как зашивать рану будем, обычными стяжками или крестиком?". Вы профи, вам виднее! Но нет, тут клиент - король. Что, на мой взгляд, не очень уместно.
Про глобальное потепление. Сказать, что они рехнулись со своими изменениями климата - значит деликатно промолчать. Антропогенные изменения климата пихались в течение всего года с завидным упорством в совершенно разных темах. Конечно, программа маркетинга проходится в Школе менеджмента (School of Management, на факультете гуманитарных наук, он же Faculty of Arts), и по менеджменту были два из четырех обязательных предметов. Конечно, я понимаю в глубине души, зачем это менеджменту - чтобы не принимали решения потом на местах, из-за которых компании плюют на всех и загрязняют, что хотят, и почему для них это так важно - европейцы похерили свою экологию еще к верхним Средним векам, но они сильно перегибали палку. Адекватных людей было практически не слышно, а то, что высказывалось по теме больше напоминало паникёров а-ля "Ааа, мы все умрем, покайтесь, берегите воду, ешьте меньше мяса, потому что производство мяса очень много выделяет CO2!". От этой бредятины к концу года просто болела голова. В классе, когда мог, я высказывал крайние сомнения по поводу уместности всех этих страхов, за что вызывал на себя неодобрительные взгляды немцев (они на этом тоже просто помешанные). Даже открытым текстом заявлял, что всё это пропаганда, а на самом деле всё не так плохо - их реакция была обычно бесценна.
Про погоду, природу и город. Погода отвратительная. Это в принципе исчерпывающее описание, но я всё же добавлю деталей: холодно, лютый, непрекращающийся ветер, сырой, холодный морской воздух. Северное море - не курорт, и на пляж я выбирался максимум раза два - большую часть года ветер просто выталкивает тебя оттуда. Снега зимой не было, не считая двух дней - одного в декабре, одного в феврале, когда он выпадал утром и практически полностью таял к шести вечера. В один из этих дней я сделал бесценную фотографию снеговика, стоящего на чистой зеленой лужайке.
Причем по градусам кажется, что достаточно тепло. В течение года столбик термометра наматывал круги вокруг отметки 10 градусов. В феврале было холодней всего, температура опускалась почти до нуля, а по-настоящему тепло тут не было при мне. По ощущениям, 10 градусов тут и 10 градусов в Москве - это совершенно разные десять градусов. Тут приходится использовать три слоя одежды минимум - причем даже сейчас, в июне.
Но природа, надо отдать ей должное, красивая. Шотландия - суровый, но неприступно-прекрасный край. В доказательство этого привожу свои фотографии.
Сам город для меня неинтересен, мне больше по душе мегаполисы, а Сент Эндрюс очень мал. Тут буквально, без преувеличений, три улицы - Северная, Южная и Рыночная. Многие студенты покупают в начале года подержанные или новые велосипеды, а в конце года продают их; не стал исключением и я, но катался активно только в первом семестре - во втором привык ходить пешком.
Однако город очень красив, особенно с непривычки. Он богат кафешками и магазинами, несмотря на свой размер, и пронизан старинным, готическим духом - шутка ли, в 2013 году ему исполнилось 600 лет. Архитектура первое время восхищяет, потом, как и ко всему, привыкаешь.
Рыночная улица и какие-то руины на побережье:
Про магазины и цены. Супермаркетов на весь город три, и выбор там... Ну, не сказать, что скудный, но весьма непривычный. Я заранее смирился с исчезновением из рациона любимых колбасных изделий, но чтобы нельзя было найти нормальный чай (это у англичан-то!) или некоторые привычные международные марки продуктов - это стало откровением. Также я морально был готов к высоким ценам, но тут притаился приятный сюрприз: дешевые овощи и фрукты. Сами по себе они в общем-то не очень дешевые, но то, что у нас считается сезонной экзотикой, типа голубики или дынь, тут продаётся весь год по абсолютно одинаковым, невысоким ценам. Та же голубика стоит 2,5 фунта за 250 грамм.
Про студенческий народец и студенческую жизнь. На моём потоке самые большие по численности нации - это китайцы и немцы, остальных народов немного, но собираются люди со всего света. Всё-таки британское образование ценится.
Китайцы и немцы создали своеобразные диаспоры, и по большей части общаются между собой, но немцы более общительны (и с языком у них на порядок лучше, говорят уверенно, четко, бегло и с несильно бьющим по ушам акцентом). До сих пор не очень понятно, что немцы здесь забыли при их-то бесплатном высшем образовании, но факт есть факт. Русских немного, на потоке кроме меня всего одна девушка, еще из знакомых мне - сосед, с другого факультета. Соседи у меня вообще колоритные: когда я только въехал, кроме меня были: русский, китаец, немец, англичанин (как в анекдоте). Потом, правда, китаец съехал, сменившись вьетнамцем, с которым после стал жить еще нелегал - его друг, вероятно. Кухня общая, а комнаты у всех свои. В целом наша квартира спокойна и тиха, как и дом в целом, а вот соседние дома были шумны - там жили бакалавры, которые частенько проводили тусовки и посиделки в течение года, пока дружно не разъехались по домам в мае. Студенческий микрогородок находится в 20 минутах ходьбы от ближайшего супермаркета, и я не забуду первый раз, когда я пытался его найти. Ориентиры звучали примерно так: "по дорожке через поле, потом спуститься с холма, потом подняться на холм, пройти через аллею возле замка, теннисные корты и автостоянку, дальше - прямо", то есть два дня лесом, три дня полем.
Студенческая жизнь тут в целом насыщенная, если можно считать насыщенной жизнь, состоящую из пьянок. Я смотрю на всё это исключительно со стороны и веду несколько асоциальный образ жизни, потому что никакое общество не заменит уютного вечера с любимой игрой, журналом или книгой. Для любителей же гульнуть тут - раздолье. В течение года регулярно проводятся так называемые "балы", которые заключаются в том, что все наряжаются по дресс-коду Black tie и нажираются в щи.
В целом атмосфера дружелюбная, только в учебе остаётся чистый, осязаемый конкурентный дух (напоминаю, обсуждать, например, идеи своих эссе - запрещено). В целом не могу сказать про людей ничего сильно хорошего или сильно плохого. Сейчас принято превозносить разницу менталитетов разных народов, а как по мне, это наносной, поверхностный слой. Те же китайцы очень на нас похожи в среднем, а европейцы просто более аккуратны к своему окружению.
Вывод и польза от всего этого. На данный момент мне осталось всего лишь написать диссертацию. Забавный момент - степень магистра тут можно и не получить, если средняя оценка за все модули и диссертацию будет ниже 13,5 из 20. Это не мой случай, но такое положение вещей хорошо подстегивает в течение года.
Мне кажется, польза от обучения тут идет сразу по нескольким фронтам. Во-первых, сроки сдачи работ - они тут жесткие и неумолимые. Просрочил на день - оценка на балл ниже, причем это даже делается автоматически, через систему, куда мы загружаем готовые работы. Во-вторых, это экзамены - у меня лично их было мало, потому что не все модули заканчивались экзаменами, только половина, но они тут весьма своеобразные. Списки вопросов не выдаются, готовиться нужно по очень обширным темам, запоминать фамилии известных академиков и года, когда они писали свои статьи (то есть фактически экзамен пишется как эссе, только без помощи библиотеки - по памяти). Работа с источниками тут составляет краеугольный камень всего обучения, и с этим можно поспорить, но польза для памяти и дисциплины ума тут есть. Знание языка тоже развивается, хоть и не то чтобы очень сильно; по крайней мере с моей лёгкой асоциальностью по-настоящему хорошо беглой речью не овладеть, но результаты есть даже в этом, к тому же я всегда предпочитал речь письменную, так что не страшно.
Учиться тут - страшно сказать - даже становится интересно, с каждым эссе думаешь, какую бы мысль ввернуть туда, что сказать на ту или иную тему. Тут царство идей можно прочувствовать, и эта атмосфера хороша.
Всем спасибо за внимание, если есть вопросы, с удовольствием отвечу.
P.S. А вот студенческая библиотека - огромное стеклянно-бетонное здание, куда приходят поржать, потусоваться и посидеть за своим ноутбуком.
В том числе туда приходил и я, чтобы дисциплинировать себя. Дома работается значительно хуже.