Всем привет! Вспомнил сегодня одну историю, которая со мной недавно приключилась, решил поделиться. Получится многобукаф, сразу предупреждаю.
В общем, кто-то уже знает, что я музыкант. И закончил я музыкалку в одном ныне вымирающем населенном пункте. Закончил, кстати, с отличием, много лет провисел на доске почета. И сейчас то, чем я занимаюсь, мне доступно во многом благодаря обучению там.
Сейчас вспоминаются мне эти годы учебы в старом здании, на старых инструментах. Зимой иногда не было отопления, приходилось заниматься в куртке, еле передвигая дубеющие пальцы. Так-то нельзя играть холодными руками, все знают. Но куда деваться. И ученики, и преподаватели понимали, что ничего не поделать. Такая вот суровая закалка с самого детства. К слову, преподаватели, как я сейчас осознаю, полностью отдавались в учебный процесс, было интересно учиться.
Закончил я ее в 2009 году и с тех пор там не появлялся. И так получилось, что в начале зимы приехал я на историческую родину, где у меня живут мать с племянником. И он как раз ходит в ту же музыкалку, к бывшей моей преподавательнице. И как раз он как-то собрался туда идти учиться, и я решил сходить вместе с ним, посмотреть, что там и как. Все-таки 7 лет там не был, интересно.
Заходим. Бах - флешбэк. Как будто я снова мальчик, который пришел после школы на урок специальности. Смотрю вокруг - все то же самое. Тот же гардероб, окруженный решеткой с металлическими наваренными нотами, те же самые вешалки, на которые тяжело что-то повесить, тот же телефон, стоящий на полке возле входа, то же зеркало. Сменилась только доска почета - меня все-таки убрали наконец)) Подросли новые таланты) Такие же скрипучие полы (как сейчас помню этот натужный скрип старых досок под линолеумом).
Захожу в кабинет к преподше, побеседовали. Та же самая "Ласточка", тот же стул, на котором когда-то сидел и я, играя гаммы. Флешбэк за флешбэком. Прошу попробовать инструмент, сажусь, играю. В шабалы расстроен.
- Ольга Владимировна, пианино же в полном развале.
- Да, но что поделать, настройщик в запое.
К слову, это единственный в округе человек, который может настраивать, но получается у него отвратительно. Как-то к нам приходил, настраивал. После этого я, уже уехав из дома в город, купил ключ для настройки и настроил инструмент как положено.
Заходит еще одна преподавательница. Светлана Борисовна, преподает скрипку. И вела у нас хор. Обалденная женщина, обожал к ней ходить петь. Смотрю на нее - те же добрые глаза, тот же шелестящий голос. Только морщинки начали появляться.
Спрашиваю: а есть еще кто-нибудь в школе? Да, мол, сейчас урок сольфеджио идет.
Стучусь в кабинет, захожу. Сидят 4 девочки в куртках (в классе очень холодно), урок ведет очень бойкая женщина, которая постоянно говорит без остановки. Только она меня увидела, тут же словесный поток обрушился на меня. Моментально я становлюсь гвоздем программы, просят рассказать, как я живу, играю ли, что играю. Соответственно, просят поиграть. Сыграл несколько вещей, достаточно техничных, чтобы вызвать восторг и у девочек, и у преподавательницы. Новая волна словесного града. Смотрю вокруг - и как будто я сам здесь еще вчера учился, все те же плакаты с кварто-квинтовыми кругами, те же портреты композиторов. А ведь я когда-то сам так же сидел за этими столами и изучал интервалы и размеры.
В общем, во время этого визита я испытал две мощные эмоции. Первая - ностальгия что ли, прямо зафлешбэчило меня. А вторая - это самое главное, - грусть. Мне стало очень грустно. Школа, по сути, в развале. Условия для обучения ужасные. Ученики мерзнут, занимаются на расстроенных пианино. Потому что иначе никак.
Но преподаватели не сдаются, они живут этим, продолжают работать там уже в течение многих лет, развивают в детях интерес к музыке. Я думаю, и дети, и преподаватели с каждым годом только закаляются. Потому что дети ходят. Классы маленькие, по нескольку человек. Но они есть, люди занимаются. И я надеюсь, что кто-то, когда вырастет и не бросит музыку, вспомнит эту школу с той же теплотой, как и я. Может, с грустинкой, но с теплотой.
Мне показалось, что время там остановилось. В детях, которых я там увидел, я отчасти узнал себя. Такие же бойкие, веселые, так же с интересом изучают предмет. И преподаватели не изменились - у всех огонек в глазах, хоть и постарели они немного. Я думаю, без этого огонька любой другой человек уже давно бросил бы такую работу. Тогда я понял, что преподаватель - это все-таки призвание.
Вот такая вот история. Подозреваю, что во многих рассейских глубинках происходит та же самая история. Какие вливания в культуру, все это сказки. Те же музыкалки выживают на чистом энтузиазме. Потому что преподаватели хотят учить, по-другому они не умеют. Спасибо им.
Как всегда, немного сумбурно. И, как всегда, спасибо за внимание!