AlbertMoscow

AlbertMoscow

Альберт Товмасян (психолог-консультант из Москвы)
Пикабушник
поставил 3 плюса и 0 минусов
77 рейтинг 0 подписчиков 3 подписки 3 поста 0 в горячем

Психологический портрет главной героини фильма «Солт» (2010)

Психологический портрет главной героини фильма «Солт» (2010) Психологический портрет, Голливуд, Фильмы, Боевики, Советую посмотреть

Психологический портрет Эвелин Солт, главной героини фильма Филлипа Нойса «Солт» (2010), представляет собой интересный пример человеческой природы и силы трансформации. Эвелин — легендарный агент ЦРУ, которую обвиняют в том, что она русская шпионка, и та вынуждена пуститься в бега, чтобы доказать свою невиновность. В ходе своего путешествия она превращается из одиночки со строгими моральными принципами в сильную и решительную личность, которая сделает все возможное, чтобы защитить тех, кого любит.

В начале фильма Эвелин — немногословная и малообщительная женщина. Она очень одинока и дисциплинирована, живет по строгому моральному кодексу — защищать и служить своей стране. Это отражается в ее стоическом поведении и осторожном характере. Она посвящает себя работе, не оставляя времени ни на что другое, и ее представление о себе ограничено, ее ценность определяется ее преданностью профессии.

Однако по мере развития фильма взгляд Эвелин на себя и окружающий мир начинает меняться. Благодаря близкой дружеской связи со своим непосредственным начальником в ЦРУ Тедом Винтером и людьми, которых она встречает во время миссии, Эвелин начинает открываться и формировать эмоциональные связи. Ее вновь обретенная сопричастность приносит новый уровень смелости, уверенности и решимости в ее миссии. Она обнаруживает внутреннюю силу, которая позволяет ей отстаивать то, во что она верит, и бороться за тех, кого она любит.

В конечном счете, превращение Эвелин из одиночки в смелую, решительную защитницу отражает силу трансформации и важность связи. Формируя эмоциональные связи, она обретает новую силу и мужество, которые позволяют ей рисковать всем, чтобы защитить тех, кого она любит.

Показать полностью

О ещё одной возможной причине раннего детского аутизма

Здравствуйте!

Я студент магистерской программы «Психология развития» в МГППУ. Публикую здесь своё эссе по дисциплине «Нейробиологические основы психологии развития», которое написал после прохождения практики в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Привожу также обратную связь от преподавателя дисциплины – доктора биологических наук, профессора Горбачевской Натальи Леонидовны на публикуемую работу:

«Добрый день, Альберт! Мне очень понравилось Ваше эссе. Главное, что Вы анализируете ситуацию, выдвигаете гипотезы и обосновываете их. То, что люди с аутизмом вынуждены включать средства защиты от чрезмерно агрессивной для них внешней среды Вы очень точно отметили. У всех людей с РАС есть сенсорные нарушения, которые мешают им адекватно действовать в нашем мире. Однако, в основе поведенческих нарушений лежит неправильное функционирование их нервной системы, в первую очередь, из за неадекватной работы генов, дефект которых не позволяет построить правильные нейронные сети и настроить их работу.

Вы получаете зачет, мне нужно только получить ведомость, чтобы выставлять зачеты. Скажу, что осталась очень довольна общением с вашей группой.

С уважением.

Наталья Леонидовна».

* * *

Героиня автобиографической книги «Особое детство» Ирис Юханссон родилась на свет в крайне непростых биологических, психологических и социальных условиях — вот как она описывает первые недели своей жизни:

«Я родилась через пятнадцать месяцев после брата — я не была желанным ребенком. И мать, и отец опасались, что я буду точно так же безутешно кричать каждую ночь, и поэтому с тяжелым сердцем ожидали моего появления на свет. Отец все же надеялся, что родится девочка, и думал, что, может быть, это перевесит все прошлые трудности.

Когда мать разрешилась от бремени, ее поразила новая вспышка туберкулеза. Раньше ее периодически забирали в инфекционную клинику, и она не переносила этих больниц. К тому же теперь ее разлучили с отцом, и она до смерти боялась больничного персонала. Она чувствовала себя совершенно подавленной, когда они говорили ей хоть слово. Доктор сказал матери, что ребенка придется забрать у нее сразу после рождения, перевезти его в местную больницу и сделать ему прививку, чтобы он не заразился. Ей запретили видеться с моим братом, чтобы не заразить его, а отец ездил в местную больницу и сделал прививку себе и сыну. На папу снова обрушились критические высказывания. Мол, выбрал жену болящую, от которой в семье одни несчастья, но он не слушал. Он понимал, что их одолевает страх, страх перед опасной болезнью. Со временем страхи улеглись.

Я родилась в стерильной обстановке, и меня на такси отвезли в местную больницу, которая находилась в тринадцати милях от роддома. Там меня держали три дня после вакцинации, чтобы она наверняка подействовала. Потом меня отвезли обратно, и, по словам мамы, я «кричала как резаная». Ей это ужасно не нравилось, но совсем скоро я утихла, и все стало хорошо. С тех пор я стала паинькой, как она говорила. Это значило, что я вообще не кричала и не обнаруживала никаких признаков того, что хоть сколько-нибудь нуждаюсь в ней.

Через несколько дней она вернулась домой, и все напряженно ждали, что я буду кричать по ночам. Я не кричала, но и не спала. Я лежала в своей люльке и казалась довольной всем на свете. Мой брат ужасно отреагировал на мамино возвращение домой. Он взял половую щетку и ударил меня по спине, а по отношению к матери повел себя еще хуже. Он лягался, кричал, кусался и вис на ней. Мама и папа всецело занялись им и были от всего сердца благодарны мне за то, что я была невероятно послушным и молчаливым ребенком, никогда не кричала, даже если у меня были мокрые пеленки или я хотела есть, долго лежала в одиночестве и бодрствовала ночью.

В первые три месяца жизни я ничем не отличалась от других детей. Мать кормила меня и меняла пеленки через каждые четыре часа, и все было спокойно вокруг меня. Однажды мой брат случайно схватился за край моей люльки и стал трясти меня. Моя рука угодила в ручку люльки, и пальцы застряли между стеной и краем люльки. Ногти посинели, но я не кричала. Это насторожило отца. Он сомневался, все ли в порядке с ребенком, который не кричит, когда ему делают больно.».

Как произошло, что малышка перестала реагировать на физическую (телесную) боль? Можем ли мы предположить, что интенсивные сигналы, поступающие в мозг от её тела, превышали болевой порог (т.е. верхний порог чувствительности) в силу индивидуальной относительно высокой чувствительности её мозга, и поэтому ощущались девочкой как нестерпимая боль, для существенного ослабления которой последний вынужден был применить диссоциацию (в случае Ирис Юханссон – практически «отключение») от остального тела?

И в самом деле, Крис Фрит – автор книги «Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» – в главе 3 «Что наш мозг говорит нам о нашем теле» пишет: «Мои знания о собственном теле и о том, как оно взаимодействует с окружающим миром, получены не напрямую и недостоверны. Многие из таких сведений мозг от меня скрывает, а многие придумывает. … У нас нет прямой связи ни с окружающим миром, ни даже с собственным телом. Наш мозг создает эти иллюзии, скрывая от нас все сложные процессы, задействованные в получении сведений о мире. Мы совершенно не в курсе множества умозаключений и решений, которые постоянно принимает наш мозг. Когда с нами что-то не в порядке, наше восприятие мира может и вовсе не соответствовать действительности.» (с. 130–131).

Дальнейшее жизнеописание «бестелесной» девочки-аутистки Ирис Юханссон хорошо объясняется данной концепцией: полная неспособность добиться ощущения безопасности и, как следствие, постоянно сопровождавшие её чувства страха и тревоги — результат нарушенной связи с материальным миром, который у человека осуществляется, очевидно, не иначе как через собственное тело.

Совершенно нарушенные механизмы получения боли, удовольствия и радости, проявляющиеся как невозможность поддерживать зрительный контакт, однообразное повторяющееся поведение и др. — тоже следствие нарушение связи с собственным телом. Если у здорового ребёнка: боль – от тела, удовольствие – от тела, а радость – от социального взаимодействия, то у ребёнка-аутиста: боли от тела нет (если, конечно, до него не дотрагиваются другие), удовольствие – от мозга (например, при играх со словами, звуками и с моделью реальности), радости нет почти никогда, а вся боль – от социального взаимодействия.

Что интересно, высокая корреляция между нехваткой зеркальных нейронов и постановкой диагноза детский аутизм, замеченная В. Рамачандраном и другими ведущими исследователями в этой области, безусловно, объясняющая неспособность детей оперировать личными местоимениями, узнавать своё отражение в зеркале, коммуницировать и социально взаимодействовать с окружающими людьми, правильно определяя их намерения, и быстро адаптироваться в изменяющихся условиях среды, всё же неверно подаётся как одна из возможных генетических «причин» аутизма, потому что, на наш взгляд, является не причиной, а скорее следствием той концепции, что была изложена выше: как известно, мозг обладает высокой нейропластичностью, поэтому более вероятным кажется предположить недоразвитие зеркальных нейронов в онтогенезе по причине опять же нарушенной связи мозга с остальным телом, а не вследствие неких хромосомных «поломок», или же наличии у ребёнка «плохих» генов аутизма (и их сочетаний), кандидатов на роль которых уже сейчас насчитывается от 200 до 1000.

Таким образом, множество степеней тяжести проявления РАС можно попробовать объяснить в том числе (наряду с наличием/отсутствием эпилепсии, слабоумия и др.) сопоставлением их той степени, в которой мозг конкретного аутиста-ребёнка ослабляет сигналы от тела, что в свою очередь зависит от величины верхнего порога чувствительности его мозга, при превышении которой поступающие от тела сигналы ощущаются как болевые. Зависимость, соответственно, следующая: чем чувствительнее мозг ребёнка, тем сильнее он вынужден ослаблять сигналы от тела, и тем хуже его связь с ним — как следствие, тяжелее проявление (симптоматика протекания) данного конкретного случая аутизма у ребёнка.

О ещё одной возможной причине раннего детского аутизма Аутистические расстройства, Синдром Аспергера, Мкб-10, Длиннопост
Показать полностью 1

Счастлив тот, кто любит свою работу

Будущие психологи-консультанты зачастую задаются одними и теми же беспокоящими их вопросами относительно своей избранной профессии. Как вести себя с неадекватными психотическими клиентами, чтобы обеспечить свою безопасность? Что конкретно в процессе сессий бывает полезным, а что наоборот вредным с точки зрения помощи клиенту? Надо ли испытывать чувство вины, если клиент после крайней сессии совершил суицид? Часть из этих вопросов находит своё исчерпывающее освещение в художественном произведении известного практикующего психотерапевта Ирвина Ялома «Лжец на кушетке», в котором он щедро делится своим многолетним опытом с заинтригованным буквально с первых же страниц книги читателем.


Терапевт, в отличие от клиента, не защищён правилом конфиденциальности, а поэтому его личная информация становится достоянием общественности, например, при смене терапевта клиентом. В предельном случае она может стать предметом для разбирательства в комиссии по этике, что при наихудшем исходе может завершиться для терапевта исключением его из профессиональной ассоциации и даже прекращением практики в случае отзыва лицензии на ведение терапевтической деятельности. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что в процессе психотерапии у клиентов довольно часто наблюдается феномен эротического переноса на терапевта, что объясняется атмосферой глубочайшего принятия и поддержки, которую тому приходится создавать как необходимое условие для возникновения целебного эффекта у клиента при терапии.


Необходимым условием для успешной терапии является обеспечение терапевтом безопасной обстановки для клиента, в которой тот мог бы высказываться и всячески проявлять себя, не опасаясь критики, или какого-либо осуждения с его стороны. Это, а также атмосфера полного и безусловного принятия, помогает терапевту создать с клиентом надежный терапевтический альянс уже с первых сессий. Терапевт, последовательно придерживающийся заранее обговоренных с клиентом правил, чётко и неотступно соблюдающий временные регламенты сеансов, а также ведущий себя по отношению к клиенту честно, открыто, предсказуемо, ответственно, уравновешенно, дружелюбно и недирективно имеет все шансы создать с ним терапевтичные отношения. И наоборот, если терапевт позволяет себе напрямую вмешиваться в жизнь клиента, дает ему советы, принимает дорогие подарки, демонстрирует эмоциональную неустойчивость и выстраивает с ним отношения более близкие, чем того требует терапия, либо так или иначе самоутверждается за его счет, то это в высшей степени антитерапевтично.


Что касается границ ответственности терапевта перед клиентом, автор подводит читателя к следующему: если терапевту удалось обеспечить клиенту безопасность на сеансах, гарантировать конфиденциальность информации, создать и поддерживать атмосферу доверия, а также, если терапевт внутренне согласен и соблюдает основные положения Этического кодекса психотерапевта, заблаговременно информирует клиента о повышении платы за сеанс, об уходе в отпуск, в декрет, на пенсию и т.д., и принимает все меры к тому, чтобы даже случайно не привязывать клиента к себе эмоционально или психологически, и не способствовать уменьшению его самостоятельности, ответственности и независимости, то совесть его может быть спокойна. И конечно же, чтобы оставаться квалифицированным, терапевт должен поддерживать и постоянно углублять свои знания и умения в психотерапии, регулярно консультироваться с супервизором, а также, в случае необходимости, посещать своего собственного терапевта.


Книга Ирвина Ялома «Лжец на кушетке» содержит ответы хоть и не на все, но всё же на основные вопросы, беспокоящие молодого психолога-практика в первую очередь. Какие возможные опасности и риски подстерегают терапевта в отношениях с клиентом? Что в отношениях между терапевтом и клиентом терапевтично, а что антитерапевтично? И в чём собственно говоря заключается ответственность терапевта перед клиентом? При этом книга читается довольно легко и с интересом. А после её завершения возникает сильное желание поскорее познакомиться и с другими работами того же автора, чтобы продолжать черпать из них поддержку – ведь правильно организованная работа с клиентом может стать источником не только профессионального удовлетворения для практикующего терапевта, но и мощным стимулом для успешного литературного творчества последнего!

Счастлив тот, кто любит свою работу Психотерапия, Ирвин Ялом, Лжец на кушетке, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!