8
Метод лечения панических атак с помощью ЭОТ.
4 Комментария в Лига психотерапии  

автор Николай Линде

канд. психол. наук, профессор МосГУ и Института психоанализа, автор метода эмоционально-образной терапии,

психолог-практик с 38-летним стажем

Панические атаки представляются чем-то загадочным и непреодолимым. Многие считают, что это заболевание пожизненное, надо просто приспособиться и постоянно лечиться. Скажу кратко, что я считаю, что, работая в рамках Эмоционально-образной терапии, мне удалось разгадать то, как устроены панические атаки, понять, в чем их причина и найти общее для всех случаев психологическое «лечение» этой проблемы. Такое заявление может показаться слишком самоуверенным, но я расскажу, как это произошло. Знаете, открытие пенициллина произошло ведь случайно, так же случайно я натолкнулся на разгадку природы панических атак. Но это было возможно только в работе методом ЭОТ, почему, будет ясно из дальнейшего.

Метод лечения панических атак с помощью ЭОТ. паническая атака, психотерапия, Николай Линде, психология, длиннопост
Показать полностью 1
25
Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами-5
27 Комментариев в Лига психотерапии  

автор Николай Линде

Психотерапевт, автор метода эмоционально-образной терапии, к.п.н.


Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами-5 эмоции, Психотерапевтическая сессия, отношения, психология, эмоциональная зависимость, Николай Линде, кот, длиннопост
Показать полностью 3
10
Теневая сторона эмоционального интеллекта.
16 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу Психотерапии.

Какие бывают виды интеллекта, проверьте себя

http://pikabu.ru/story/kakoy_byivaet_intellekt_4501707

http://.pikabu.ru/story/kakoy_byivaet_intellekt_4518240

http://.pikabu.ru/story/kakoy_byivaet_intellekt_4500747

(В статье видимо под эмоциональным интеллектом подразумевается межличностный.)

Теневая сторона эмоционального интеллекта. эмоции, интеллект, психология, Эмоциональный

Понимание того, что друг или коллега чувствует себя грустным, злым или удивленным, является ключом к общению с другими людьми. Но новое исследование предполагает, что умение «подслушивать чувства» может иногда усиливать наш стресс. Это и другие исследования оспаривают распространенное мнение о том, что эмоциональный интеллект всегда выгоден для его обладателя.


В исследовании, опубликованном в выпуске Emotion за сентябрь 2016 года, психологи Мириам Бехтольдт и Ванесса Шнайдер из Франкфуртской школы финансов и менеджмента в Германии задали 166 студентам мужского пола из университета ряд вопросов для оценки их эмоционального интеллекта. Например, исследователи показывали студентам фотографии лиц людей и просили их оценить, в какой степени выражаются такие чувства, как счастье или отвращение. Затем ученики должны были участвовать в рабочем разговоре с оценивающими участниками, демонстрирующими строгие выражения лиц. Ученые измерили концентрацию гормона стресса кортизола в слюне студентов до и после разговора.


У студентов, которые обладали большим эмоциональным интеллектом (как показал первый тест), стресс-показатели увеличились сильнее в ходе эксперимента и потребовалось больше времени, чтобы они вернулись к исходному уровню. Полученные результаты свидетельствуют о том, что некоторые люди могут быть слишком эмоционально проницательными не во благо себе, говорит Хиллари Энджер Элфенбейн, профессор организационного поведения в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, которая не принимала участия в исследовании.

Показать полностью
31
Психопат и социопат, в чём разница?
6 Комментариев в Лига психотерапии  
Психопат и социопат, в чём разница? психопаты, Социопатия, психология, длиннопост

За последние годы СМИ удалось растиражировать два ярких типажа героев: психопата и социопата. Романтизация этих понятий происходила постепенно: в 1991 году зрители до дрожи боялись Ганнибала Лектера, в 2006 испытывали смешанные чувства к Декстеру, а сегодня уже с восхищением наблюдают за Шерлоком, называя его «высокофункциональным социопатом». К сожалению, из-за широкой популяризации эти понятия часто используются неверно.

Разберёмся со значением.


«Психопат» и «социопат» — это термины популярной психологии, характеризующие то, что в психиатрии называется антисоциальным расстройством личности. Эти два понятия не очень чётко сформулированы в психологической исследовательской литературе, кроме того, с ними связан ряд заблуждений.


Между этими типами личности есть некоторые сходства и различия. Их объединяет явное неуважение к безопасности и правам окружающих, которое выражается в обмане и манипуляциях.


По определению Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM), антисоциальная личность обладает тремя или более из нижеперечисленных характеристик поведения:


Склонен нарушать закон и пренебрегать правилами.


Постоянно лжёт.


Импульсивный, ничего не планирует.


Проявляет агрессию в поведении.


Пренебрегает безопасностью окружающих.


Безответственный, не несёт материальных обязательств.


Не испытывает угрызения совести или вину.


В обоих случаях симптомы почти всегда проявляются до 15 лет.


ПСИХОПАТ


Психологи считают, что психопатами рождаются (это скорее генетическая предрасположенность), а социопатами становятся под воздействием среды (хотя, безусловно, психопаты тоже могут страдать от детской травмы). Психопатия может быть обусловлена особенностями мозга: исследования показали, что у психопатов слабо развиты участки мозга, ответственные за регуляцию эмоций и контроль импульсов.


Сложнее всего психопатам формировать реальную эмоциональную связь с другими людьми. Вместо этого они создают искусственные, пустые отношения, которыми могут манипулировать. Люди становятся пешками для достижения целей психопата. Он не испытывает вины из-за своего поведения, как бы он ни ранил окружающих.


Но психопаты кажутся очаровательными и надёжными; у них стабильная работа, а у некоторых даже есть семьи. Чаще всего у них высокий уровень образованности и широкий кругозор.


Когда психопат нарушает закон, он старается минимизировать риск наказания. Он чётко планирует и просчитывает все ходы.


СОЦИОПАТ


Учёные верят, что социопатия – это результат внешних факторов, например, взросление в неблагоприятной обстановке с элементами физического или эмоционального насилия.


Социопаты более импульсивны и эксцентричны, чем психопаты. Им тоже нелегко даются отношения, но они могут формировать связь с единомышленниками. В отличие от психопатов, большинство социопатов не задерживаются долго на рабочем месте и не пытаются имитировать «нормальную» жизнь.


Участие социопата в криминальной деятельности подразумевает импульсивные и незапланированные действия, в которых уделяется минимальное внимание возможным последствиям. Их легко агитировать, разозлить и спровоцировать на жестокость. Такая схема поведения позволяет легко вычислять виновников-социопатов.


КТО БОЛЕЕ ОПАСЕН?


Психопаты и социопаты представляют риск для общества, потому что живут нормальной жизнью, скрывая своё расстройство. Но психопатия – более опасное заболевание, потому что страдающие им испытывают меньше вины по поводу своих поступков.


Психопаты способны отгораживаться от своих действий, а без эмоциональной вовлечённости боль другого человека ничего не значит. Многие известные серийные убийцы были психопатами. Но вопреки распространённому мнению, социопат и психопат не всегда и необязательно жестоки, и сама по себе жестокость не может быть основанием для диагноза.


ДЕТСТВО ПСИХОПАТА И СОЦИОПАТА


Большинство людей, у которых были диагностированы социопатия или психопатия, в детстве демонстрировали определённую схему поведения – нарушали правила и пренебрегали безопасностью других.


Для такого поведения в детстве у психологов есть отдельный термин – расстройство поведения. Его можно распознать по следующим тенденциям:


агрессия по отношению к людям и животным;


уничтожение имущества;


обман и воровство;


серьёзные нарушения правил и законов.


Эти симптомы сигнализируют о возможном развитии антисоциального расстройства личности.


Около 3% населения демонстрируют поведение, соответствующее симптомам этого расстройства, но не всех можно с уверенностью диагностировать – а именно этим и занимаются СМИ. Даже Шерлок канала BBC при всей своей эмоциональной отстранённости не тянет на социопата, коим его так уверенно называют создатели сериала. По мнению большинства специалистов, среди которых журналист и психолог Мария Конникова, Шерлок больше напоминает социопатичного нарцисса, чем высокофункционального социопата: он умный, эгоистичный и манипулятивный, но он слишком много играет на публику, получая удовольствие от собственного превосходства. К тому же, он не всегда и не со всеми является эмоционально отстранённым: по ходу сюжета мы не раз видим, как он переживает за близких, искренне сочувствует и испытывает чувство вины, а это, как мы знаем, противоречит характеристике социопата.


Главное – не забывать, что выявить психические расстройства может только специалист, а всё остальное – догадки и удачные маркетинговые ходы телеканалов и кинокомпаний, которые с помощью вымышленных персонажей продолжают формировать у публики ошибочное восприятие реальных понятий и явлений.

источник: http://псиблог.рф/2017/01/27/психопат-и-социопат-в-чём-разни...


Проверить себя можете тут:

в Лиги Психотерапии "Психопаты и мы" http://pikabu.ru/story/psikhopatyi_i_myi_4909103

Показать полностью
14
Детские страшилки.
2 Комментария в Лига психотерапии  

На волне постов в Лиге психотерапии о детских страхах

http://pikabu.ru/story/deti_strakhi_i_strashilki_4962886

http://pikabu.ru/story/o_chyom_na_samom_dele_perezhivayut_de...

Детские страшилки. детские страхи, детские страшилки, психология, страх, Дети, музей, длиннопост

Детские страшилки являются очень важным этапом психологического развития. Корнями своими они уходят в первобытное мышление, когда переживание страха было подготовительным периодом инициации в охотничьих племенах. И Баба – Яга, как властительница мира мертвых, пожирала и выплевывала новоявленных охотников.

Для детей СССР Баба – Яга была уже сказочным персонажем, а не мифологическим. Ее место заняли гробы, мертвецы, черные и красные руки, простыни и прочие милые вещи. В 5 – 6 лет у ребенка появляется осознание своего одиночества, страх смерти. И здесь на помощь приходит детский фольклор, помогающий через детские страшилки поработать со страхом смерти. Обычно такие истории рассказываются в группе детей от старших к младшим, в лагерях, на дачах и деревнях. Здесь важны повторы, мелодраматические паузы и резкий катарсический переход «Отдай свое сердце». Чем старше ребенок, тем больше появляются смешных концовок, пародий на страшилки. Смех помогает снять напряжение.


«В черном, черном городе, на черной, черной улице, у костра сидели черные, черные люди. И черный, черный человек говорит: « Слышь, Василий Иванович, может, бросим резину жечь!».


Кроме пародий в старшем возрасте рассказываются стишки - страшилки, распеваются песни , связанные с похоронной тематикой, зачастую эти тексты передаются на протяжении десятилетий и иногда не только от детей к детям, но и от бабушек к внукам. Эти тексты всегда в смеховой основе обыгрывают страх, смерть, увечья и какое-либо табу - то, что считается неприличным, запретным: родители – садисты, фекалии, советская власть, женская и мужская сексуальность. Например, текст, который передается с XIX века с небольшими изменениями (нищий заменяется на Ваньку):


«На кладбИще ветер свищет,


Сорок градусов мороз.


На кладбИще Васька дрищет —


Прохватил его понос.


Тут из гроба вылезает


В белом саване мертвец:


Ваську хвать за жопу


"Что-ж ты делаешь, подлец?"


— Как ты смел в такую пору


Обосрать мою контору


Васька долго извинялся,


Жопу пальцем затыкал.


Но понос не унимался,


Через уши вытекал».

................................................................................................................................................


«Голые бабы по небу летят,


В бане рванул реактивный снаряд»


В современных страшилках у детей также действует черный цвет:


«В черном доме, была черная дверь, в этом доме жил черный кот. Однажды этот дом купила семья (папа, мама, мальчик, девочка, бабушка и дедушка ) и поселились в этом доме. Как-то девочка вошла в черную комнату и черный кот ее съел. Девочку пошел искать брат, вошел в черную комнату и его съел черный кот. Так всех по очереди съел этот кот : маму, папу, бабушку и дедушку. Вот и вся страшилка» (Поля, 7 лет. 2011 год)


На периферии этого психолого-культурного феномена находятся некоторые игры: «Виселица» - отгадывание слов по буквам и медленный рисунок человека на виселицы за неправильный ход; «конвейер смерти» - мальчики рисовали на уроках в виде змейки различные придумки как тем или иным способом уничтожается человечек.

Детские страшилки. детские страхи, детские страшилки, психология, страх, Дети, музей, длиннопост

Тишина на Ивановском кладбище,

Голубые туманы плывут,

И покойнички в беленьких тапочках

На ночную прогулку идут.


А на беленьком заборчике труп сидит

И стеклянными глазами вдаль глядит,

И прохожий испугался и упал,

Ну а труп не растерялся и сказал:


Ты заходи в могилу, заходи в мой дом,

Ты заходи в могилу, погнием вдвоем.

Мы разберем мой гроб, да по досточкам,

Прикоснешься ты к моим желтым косточкам,

Поцелуешь ты мой черепок, чпок, чпок...

Ты заходи в могилу, заходи в мой дом,

Ты заходи в могилу, погнием вдвоем!


Из детских воспоминаний Елены Машировой. нач. 80-х XX века

Пелась группой детей “для страху”

Детские страшилки. детские страхи, детские страшилки, психология, страх, Дети, музей, длиннопост

Музей "Трикстер" в СПб.

Суеверия пионерских лагерей (разноцветные страшилки)


Красная рубашка


Однажды одна семья купила красную подушку. И на следующий день к ним приехала бабушка с ночевкой. А на следующий день ее нашли мертвой. На следующий день папа взял красную подушку. Его тоже нашли мертвым. Потом с мамой случилось такое же. И дома остался только мальчик. Он вызвал милицию. Милиция решила взять подушку на обследование и милиция выяснила, что в этой подушке было зло. И ночью, когда все спали, она всех душила. Подушку сожгли. Но оказалось, что в мире осталось еще пять подушек. (Яна Подгорнова, Санкт-Петербург)


Пятно на полу


Семья въехала в новую квартиру, а на полу было красное пятно. Его никак было не оттереть. Наутро умерла бабушка, а пятно стало больше. Потом – дедушка. И так они умирали один за другим, а пятно все увеличивалось, пока не затопило всю квартиру. Вот.


Истории про красную руку, про девочку и мягкие зубы, черный автобус, гроб на колесиках, страшилка про косички и бантики к ним, зеленые ноги, про диван, в котором лежали расчлененные дети.


Желтое пятно на стене, которое всех убивало. Рассказывали ночью во время болезни.


Гроб на колесиках


По городу едет гроб на колесиках. Вот он уже на твоей улице. Он подъезжает к твоему дому. Поднимается на твой этаж… И т.д.


Вызов на дом духов


Пиковая дама


Пиковая дама живет в зеркале. Если на зеркале при свете свечи нарисовать лестницу, она по ней спуститься и выйдет из зеркала прямо в комнату и будет в ней жить! И жрать всех в доме.


Мама с папой купили девочке черное пианино. Девочка захотела поиграть на нем, открыла крышку, а оттуда красная рука пиковой дамы и забрала девочку!


Занимательные истории (про одну девочку, однажды и пр).

Однажды темной ночью кто-то сильно закричал… Это был труп соседки-старушки, которая вдруг ожила.


Шла девочка через лес и вдруг она услышала крик свиньи. Она шла на голос и увидела только кости. Девочка упала в обморок и больше уже никогда не проснется.

Детские страшилки. детские страхи, детские страшилки, психология, страх, Дети, музей, длиннопост

Дети слушают страшилки и сочиняют их сами. Страшилки помогают им справиться со страхами.


В каждой страшилке есть способ, как справиться с тем или иным чудищем. Например, чтобы черный альпинист не утащил, нужно спать лицом к окну, чтобы он мог разглядеть, что не ты его обидчик. Поэтому детские страшилки служат той же цели, что и ритуалы наших предков – защите от страха смерти.


Рассказывая страшилки в компании сверстников, ребенок понимает, что он не одинок, что другие дети тоже испытывают чувство страха, и это снижает степень остроты его переживания.


Переодеваясь в костюм страшилища, ребенок не только пугает других, он примеривает на себя роль пугающего его страха, действует от его имени и, таким образом приобретает его силу, становится способным находить его слабые места и приобретает навык управлять страхом.

Существуют страшилки, сочиненные детьми в разные времена, это фольклорный жанр, передающийся из поколения в поколение. Кроме того есть литературные страшилки, написанные детскими писателями. Эдуард Успенский написал повесть-страшилку для подростков «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы», в соавторстве с Андреем Усачевым издал «Жуткие детские страшилки» и «Самые страшные ужасы. Жуткие истории». А «Утопленник» Александра Пушкина разве не страшилка? Еще и какая! Уже начиная с первых детских стихов Агнии Барто, ребенок сталкивается со страшилками – то «оторвали мишке лапу», то «зайку бросила хозяйка», то бычок дрожит в ожидании «ой, доска кончается, сейчас он упадет». Надо сказать, что и колыбельные с потешками тоже изобилуют страшилками

Детские страшилки. детские страхи, детские страшилки, психология, страх, Дети, музей, длиннопост

Примеры выдумок детей:

Однажды из-под земли вылез скелет. Угораздило его! Вылез – и рассыпался на косточки. (Гриша, 8 лет, Игорь, 5 лет)


Я боялась не Бабу-Ягу, а водяную и кикимору (Су анасы (татар.)). А Баба-Яга – это бабушка, которая занимается йогой.


Темной-темной ночью Баба-Яга вышла из дому и начала рубить путникам головы. Баба-Яга превратила их в скелеты.


Пять раз в неделю Баба-Яга забирает по одному мальчику и девочке. (Дарья, 9 лет)


Иди к Бабе Яге, поешь мухоморов. В меню жареные и все. Приглашаю в гости.


К маленькому непослушному мальчику пришла Баба-Яга, привела с собой Кощея Бессмертного. И они вместе накинулись на мальчика, съели его, а из его костей сделали дом.


Жила-была Баба-Яга. Однажды она встретила волка. Баба-Яга была такая страшная, что волк испарился.

Дети тоже испытывают страх смерти. Полное отсутствие страха смерти свидетельствует о неблагополучии в развитии ребенка, т.к. у него снижена безопасность за свою жизнь, он становится способным на неадекватные рискованные действия и поступки, последствия которых могут быть трагическими. Как правило, это проявляется у детей из неблагополучных и асоциальных семей. Живя в подобной семье, ребенок постоянно испытывает страх за себя и свою жизнь, и вскоре его психика дает защитный щит в виде бесчувственности ко всему происходящему вокруг и к самому себе.


Страх предостерегает, учит, заставляет быть предусмотрительным и заботиться о себе.

Ребенок начинает понимать, что страх тоже может чего-то бояться, он не всесилен и не бесконечен – действует по определенным правилам. Так, в мультфильме «Ничуть не страшно» страхи могут пугать детей только три раза и потом даже помогают детям дойти к дому. В одноименном мультфильме Кентервильское приведение оказывается совершенно безопасным и несчастным существом, которому девочка помогает обрести покой и позабыть про свои проделки.

Детские страшилки. детские страхи, детские страшилки, психология, страх, Дети, музей, длиннопост

Использовались источники :

https://www.gidspb.com/smeh-strah/детские-страшилки/

https://planeta-fantaziya.ru/detskie-strashilki-glazami-dets...

Показать полностью 5
14
Гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии
36 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу Психотерапии.

Продолжаю выкладывать работы по ЭОТ проф Линде.

Поговорим о гневе.

Гнев – это защитная эмоциональная реакция, побуждающая индивида преодолевать противостоящие ему силы, чтобы дать отпор или нанести вред кому-то, напасть на кого-то, победить его. В угрожающей ситуации эта эмоция может быть полезна, она мобилизует ресурсы индивида и помогает преодолеть опасность или препятствие. Проблемой она становится в тех случаях, когда гнев явно избыточен или неадекватен, когда он не помогает, а мешает решать проблему и порождает ненужные конфликты, когда он отрицательно влияет на самочувствие и здоровье самого индивида. Например, некоторые люди считают гнев единственным и универсальным средством решения проблем, они не умеют иначе, естественно, они получают в награду за такой стиль жизни множество дополнительных неприятностей, особенно, если они пытаются таким образом решить свою собственную внутреннюю проблему.

Гнев может быть эксплозивным, то есть направленным на внешние объекты, или имплозивным, направленным на самого себя. Эксплозивный гнев проявляется в агрессивных действиях, обвинениях, оскорблениях, общении «на повышенных тонах», моральном или другом давлении и т.д. Имплозивный гнев проявляется в самокритике, чувстве вины, депрессии, нанесении себе вреда, самоизоляции и т.д. Один вид гнева может переходить в другой, встречается и смесь двух видов гнева, например, чувство обиды, когда человек гневается на другого и одновременно на себя, как бы «проглатывая» первичный гнев. Истерический припадок тоже может быть результатом столкновения двух видов гнева.

С проблемой гнева не столь часто обращаются к терапевту, но в процессе рассмотрения какой-то другой проблемы, гнев не редко выходит на первый план как доминирующая эмоция, определяющая прочие симптомы.

Гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии гнев, злость, психология, эмоциональное состояние, эмоции, психотерапия, длиннопост
Показать полностью 2
10
О игрушках и любви.
30 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу Психотерапии.

О игрушках и любви. игрушки, психология, мысли на подумать, детские воспоминания, длиннопост

Пытаясь заснуть, вдруг по бессознательной филиации идей вспомнила, как лет в 5 влюбилась в чужую куклу. Кукла принадлежала подруге детства Тане Акимовой. Это была индуска в сари. Я обнаружила ее на полке, когда была в гостях у Тани, она сидела и скучала, и по всему было видно, что тут никто не понимает, насколько она прекрасна. С гладко зачесанными волосами, с глазами серны и с невыносимо-таинственной точкой во лбу, она принадлежала к той довольно редкой породе псевдо-фарфоровых кукол 70-х, которых делали вроде как под старину. Со временем этот ложный фарфор трескался, обнажая серую штукатурку. Но индуска была совершенной и нетронутой, и сердце мое пропало. Смутно помню, как я рыдала и не хотела выпускать ее из рук, душа разрывалась от горя, а в голове при этом нашептывала расчетливая идея, что мое отчаяние может тронуть вежливых хозяев. и они сделают мне царский подарок. Но Танька куклу не уступила - я была уверена, что из чистой вредности. Разве она могла ее так любить, как я?

На родителей мои рыдания произвели большее впечатление - я вообще-то была послушная и спокойная девочка. И через некоторое время мне без особого повода подарили куклу из той же породы ложно-фарфоровых. Но это было слабое утешение - она была блондинка, в каком-то глупом платье голливудской звезды, и хотя в очертаниях ее палевых щечек можно было угадать тот же шаблон головки - все, все было другое. И никакой точечки на лбу. Сплошное разочарование. Я ее не полюбила и быстро обколупала без всякого сожаления.

Но вот странное дело - когда я сейчас вспоминала, эта история вдруг повернулась ко мне другой стороной. Я вдруг почувствовала в одну минуту огромную благодарность родителям - кто был инициатором покупки, я уже не узнаю - ведь кто-то из них шел в Детский мир, искал похожую куклу, вероятно, рассуждая, что меня прельстила ее фарфоровость, сокрушался, что точно такой нету, решался на другую... Почему-то теперь сама попытка умиляет до глубины души. Теперь. когда я знаю в себе ту же самую пристальность к своим детям, я могу увидеть, как на самом деле меня любили. Это похоже на другой инсайт - когда однажды я, всегда глядевшая с упреком на свои детские фотографии, где я с папой, с братьями, с няней, и привычно думала, что "мамы рядом со мной никогда не было", вдруг поняла, что во все эти моменты мама смотрит в объектив, и что она находится тут же и я вижу себя ее глазами.

Почему-то меня вдруг опять пронзила эта скрытая от взлядов любовь, которую так трудно увидеть за фрустрациями, обидами, несбывшимися ожиданиями, претензиями к тому, чего не было. А ведь сколько ее рассеяно в воздухе и скрыто в мелочах!

А по поводу кукол... Наверное, есть какое-то особое архетипическое переживание у девочки, которая смотрит на завораживающе-красивую куклу. Второй такой в моей жизни была небольшая декоративная японка с настоящей плетеной корзиной розовых цветов за плечами, ее однажды вечером принесла откуда-то мама. Эта японка меня тоже ошеломляла. на нее можно было бесконечно любоваться. Я думаю, что должен быть какой-то иероглиф, обозначающий это наслаждение девочки от созерцания прекрасной куклы, потому что внутри для этого переживания есть совершенно отдельное место, и там происходит ни на что не похожий праздник, и ничем другим его не достичь. Причем это чувство касается только кукол, которые скорее девушки, а если девочки, то они "старше" тебя. Тут есть почтение и обожание снизу, а не деловитая забота о жалких пупсиках. У меня была тоненькая книжка "Козетта" с отрывком из "Отверженных" Гюго, и эта книжка была целиком посвящена этой эмоции.

Взято отсюда http://otte-pelle.livejournal.com/1112375.html


Ранее мы говорили о том как то во что мы играли в детстве определяет наши стремления и влечения в повседневной практике и профессиональной деятельности.

http://pikabu.ru/story/keys_detskie_igrushki_4440741

http://pikabu.ru/story/keys_detskie_igrushki_prodolzhenie_44...


А во что игрались вы? :)

О игрушках и любви. игрушки, психология, мысли на подумать, детские воспоминания, длиннопост
Показать полностью 1
8
Эмоциональное выгорание.
14 Комментариев в Лига психотерапии  

Психолог Людмила Петрановская — об эмоциональном выгорании благотворителей и читателей

Эмоциональное выгорание. людмила петрановская, психология, эмоциональное выгорание, благотворительность, длиннопост

Практически всем, кто работает в сфере благотворительности, знакомо чувство профессионального выгорания, когда начинаешь ненавидеть любимую вроде бы работу, не можешь предложить ни одной новой идеи и хочешь, чтобы все от тебя отстали.


***

— Чем выгорание отличается от просто усталости?


— Отличается чувством того, что ты должен. В выгорании большая доля усталости, но почему об эмоциональном выгорании говорят прежде всего в «хелперских» сферах? Там, когда ты чего-то не сделаешь, начинаешь чувствовать себя сволочью. Когда ты что-то не делаешь в какой-то менее значимой сфере — ну, не сделал и не сделал, не ответил и не ответил. Но когда у тебя в почте письма: «Помогите, пожалуйста, мне срочно нужна консультация! Что мне делать? Мне очень нужна ваша помощь!» — тут уже очень сложно разрешить себе не ответить.


Выгорание начинается там, где человек начинает чувствовать, что он участвует в каком-то значимом деле, что есть страдающие, беспомощные люди, которым он помогает. И все, что он делает, — это вклад в избавление от страдания, в решение сложной и болезненной проблемы. Собственно говоря, это и раскручивает механизм выгорания, потому что, если бы это была банальная усталость, человек остановился бы гораздо раньше.


— Ну, а если остановиться?


— Да, конечно, и нужно так делать, но, к сожалению, это не всегда получается. Надо уметь планировать, но это приходит с опытом. Но и полностью спланировать все невозможно, все равно возникают какие-то форс-мажоры.


— Возможно работать в благотворительной сфере вообще без выгорания?


— Нет, невозможно. Туда обязательно будет заносить. Ты не можешь идеально все распланировать. Например, у меня так часто получается: распланируешь все, чтобы уйти в отпуск не в состоянии ошметков, а слегка подуставшей. И вот в этот момент что-то случается. Ситуация, от которой ты не можешь отказаться, когда нужно вмешиваться, что-то делать. А у тебя уже очень небольшой ресурс. Вот в таких ситуациях как раз и происходит, что ты заходишь за черту, за которую не хотел заходить. Ты точно знаешь, что тебе туда не надо. Но заходишь.


— Мне кажется, что дело не только в планировании, но и просто в количестве чужих несчастий, чужих бед и горя, которые на тебя валятся.


— Конечно, уязвимость повышается от того, что ты работаешь с тяжелыми темами, с людьми в несчастье. Всем сначала кажется, что они все могут. И бывает такое состояние: вокруг столько несчастья, мало ли, что я устал, не хочу. Дети болеют, сироты страдают, инвалиды умирают…

Эмоциональное выгорание. людмила петрановская, психология, эмоциональное выгорание, благотворительность, длиннопост

— Как восстанавливаются после эмоционального выгорания?


— Это зависит от того, насколько человек далеко зашел. Задача не в том, чтобы никогда эмоционально не выгорать, это невозможно. Задача в том, чтобы замечать процесс на самых ранних стадиях. Если ты чувствуешь, что это только началось, может хватить, например, двухнедельного отпуска с отключенным телефоном и без рабочей почты.


Я всегда говорю, что ни в коем случае нельзя отказываться от отпуска, ни в коем случае нельзя иметь семидневную рабочую неделю, ни в коем случае нельзя брать трубку в любое время дня и ночи. Если вы вынуждены отвечать на звонки круглосуточно, то значит, должны быть периоды, когда вы этого не делаете. Это техника безопасности.


— То есть просто отпуска достаточно?

— Это первое, что нужно сделать, немедленно. Приложить все возможные усилия, чтобы выйти из травмирующей ситуации. Если у вас содрана коленка, не надо туда еще и солью сыпать, не надо еще и тыкать гвоздем.


Но если ты первые звоночки игнорируешь, вторые игнорируешь, третьи игнорируешь и доходишь до состояния, когда у тебя все нервы оголены и болят, и ты не можешь уже слышать и видеть людей — в этой ситуации тебе не хватит двухнедельного отпуска. Тебе нужно уходить в какую-то другую сферу, в изоляцию, надолго и восстанавливаться, зализывать раны и наращивать новую кожу. Это длительный процесс.

И часто после этого люди возвращаются даже иногда в «социалку», но возвращаются на другие позиции. Например, если раньше они много работали непосредственно с клиентами, то они возвращаются на какие-то менеджерские роли, где не так дергает.


— А если выгорание случается все чаще и чаще?


— Если вы понимаете, что не первый раз заходите и заходите за черту, хотя уже знаете, где она, то что-то надо поправлять в консерватории.


Может быть, у вас не выстроены технологии, и вы с каждым случаем работаете, как с уникальным, и тогда куча сил тратится на ненужное, на постоянное изобретение велосипедов.


Может быть, не прочерчены границы — клиенты могут звонить вам с каждым пустяком в одиннадцать часов вечера, потому что им так захотелось.


Может быть, у вас не выстроены отношения в коллективе, и у вас такая дисфункциональная система, в которой считается, что все должны гореть на работе и отдавать себя служению людям. И каждый раз, когда вы хотите уйти пораньше, чтобы отметить с мужем годовщину свадьбы, вы чувствуете себя сволочью и предателем родного коллектива. Такие дисфункциональные организации, в которых все борются с мировым злом, а кто ушел на полчаса пораньше — сволочь и предатель, обычно создаются людьми с гиперкомплексом спасателя.


— Кто это?


— Это люди, у которых сильно переразвит комплекс «спасателя», которые посвящают всю свою жизнь спасению кого-то. Но это не очень хорошая ситуация.


— Почему?


— За комплексом спасателя всегда стоит неуверенность в том, что ты имеешь право жить таким, какой ты есть, что ты вообще сам по себе являешься ценностью. Ты ценность только постольку, поскольку ты полезен другим, постольку, поскольку ты кого-то спасаешь, кому-то помогаешь. Часто за этим стоят детские травмы. Заканчивается это все обычно довольно грустно — психосоматикой, всякими заболеваниями, довольно ранним уходом из жизни и так далее.

Эмоциональное выгорание. людмила петрановская, психология, эмоциональное выгорание, благотворительность, длиннопост

— Такие люди создают именно благотворительные организации?


— Организации, которые возникают вокруг «борьбы со злом». Это могут быть образовательные, медицинские, благотворительные организации. В автомеханических мастерских такого обычно не случается.


Спасатель легко переходит в насильника или в жертву. И дальше либо он всех ведет к счастью — пусть только попробуют не пойти, либо сам оказывается использованным, отвергнутым и выкинутым.


— Выходит, лучше заниматься благотворительностью, просто жертвуя деньги.


— Нет. Ведь кто-то должен заниматься инфраструктурой благотворительности. Если все будут только жертвовать деньги, кто потом что-то с этим будет делать? Мне кажется, что заниматься благотворительностью нужно более профессионально, то есть уделять внимание протоколам, профессиональным технологиям, профилактике эмоционального выгорания и так далее. И не слишком много о себе воображать — как говорится, чтоб нимб голову не давил. Понимать, что это просто работа. Важная для общества работа. Но сколько людей делают важную для общества работу? Таджикские дворники, которые чистят лед на московских улицах, не меньше делают для общества, чем какие-нибудь благотворители. Вот, если к этому относиться как-то так, поспокойнее, то меньше будет комплекса спасателя, и меньше будет всех этих побочных эффектов.


— Мы на редколлегиях часто обсуждаем, как написать эмоциональный текст, чтобы читатель проникся и пожертвовал деньги фонду, который кому-то помогает, но мы так и не смогли найти идеальную концепцию, которая работала бы всегда

— Мне кажется, что вопрос нужно ставить шире. Собственно, почему обязательно в каждом материале должен быть нерв и выбивание из колеи? Может быть, ошибка — в концепции, согласно которой вся благотворительность должна постоянно выводить людей из эмоционального равновесия и бить им в солнечное сплетение с ноги? Так никакая система не может работать. Любая психика защищается. Если вы будете каждую неделю выдавать «на гора» пробивающий, эмоциональный материал, ваша аудитория просто перестанет пробиваться. И дело не в том, что журналист не нашел слова, а в том, что у людей просто работает психическая защита.


Может быть, надо делать ставку не на суперэмоциональность, а объяснять людям, что в их интересах, чтобы какая-то система жизни была отлажена, чтобы все работало, а работать это будет только при таких-то и таких-то условиях. Иначе в какой-то момент человек просто нажмет на кнопку «отписаться», потому что у него тоже наступит то самое эмоциональное выгорание. Это нормально. Люди хотят жить.

Источник журнал "Такие дела" статья "Люди с комплексом спасателя"

Автор: Наталья Морозова

Показать полностью 2
24
Об одной магической манипуляции.
44 Комментария в Лига психотерапии  

Ксения Аляева. Пост в Лигу Психотерапии.


Манипуляции — это когда один человек чего-то хочет от другого, прямо это не декларирует, но провоцирует другого на действия или чувства, которые удовлетворят его хотелку.

Манипуляции бывают обидными или безобидными, смешными или совсем даже не очень, но цель их всегда одна — размыть границы другого. Для того, что бы не брать на себя ответственность за себя.

А вот недобор такой ответственности может расти из разных мотивов — флирт, страх отвержения, желание поиметь что-то, не давая ничего взамен, контроль, самоутверждение, эгоцентризм, то есть, когда человек считает, что много чего в жизни происходит или не происходит потому что он какой-то или сякой-то.

Короче, когда человек переживает свою ответственность за то, на что он реально влиять не может. Но считает, что настроение у кого-то плохое обязательно из-за него, погода назло неподходящая, а у окружающих что-то получается или неполучается, потому что он не так посмотрел. Поэтому, что бы все получилось и он не замучил себя внутренним критиком, проще манипульнуть для подстраховки.

Мотивы, из которых растут манипуляции, могут быть очень разные — от коварных, до вполне светлых и безобидных. Но суть в том, что любое манипулирование всегда связано с темой границ — сознательной или бессознательной путаницей границ.

Об одной магической манипуляции. манипуляции в отношениях, психология, длиннопост

Вдохновившись этой темой, которую я люблю изучать, решила создать серию заметок, посвященную манипуляциям, механизм которых мне кажется занятным.

Сразу хочу сказать, что эти заметки не несут в себе осуждающий контекст. То есть я не считаю, что это плохо. Ибо манипуляциями пронизано почти любое общение, и чаще всего люди их применяют не столько из-за своих коварных намерений, а из-за своей неосознанности и делают с другими то, чего делали когда-то с ними.

Есть один вид манипуляции, мой любимый. Назову ее "Магия". Магия, потому что в основе этой манипуляции лежит фокус: вот только что было какое-то неприятное проявление, а потом оп — и как бы ничего и не было и все продолжает идти своим чередом.

Суть этой манипуляции такова, что после ссоры или смачных разборок, в результате которых НЕ БЫЛ достигнут консенсус, то есть обе стороны о чем-то внятно не договорились, не помирились, не извинились, закончили контакт на непонятной ноте, или понятной, но с посылом куда подальше, спустя какое-то время человек-посылатель вдруг инициирует продолжение общения.

И делает это так, будто и не было никакой ссоры, будто он не посылал никуда, не обвинял в чем-то, и не кусался, а просто вот любезно инициирует общение, будто какое-то время назад и не было кровавых разборок.

Если границы собеседника неустойчивы по каким-то причинам, то есть нет ясной осознанной позиции и чувствования себя, то начинается внутренний диалог примерно следующего содержания:

- Я помню как мне было больно и неприятно во время последнего нашего контакта.

- Но сейчас же мой собеседник мил и доброжелателен, разве в ответ на такую приветливость и открытость уместно посылать человека? Это как-то неадекватно.

- Но он же во время последнего разговора орал/послал/предал меня.

- А может он так хочет помириться и извиниться? В конце концов не надо быть гадиной/злопамятство — это плохо/дай человеку шанс/милосердие — это хорошо.

И дальше происходит подержание волны "как ни в чем ни бывало".

Чем более дорог человек, чем важнее его хорошее отношение, тем больше вероятность попасться на эту удочку.

Очень мало людей я встречала, которые на дружелюбность отвечали бы хамством. Ну, там, в московском метро, может, или в сбербанке. Но это не про отношения. Это про эмоциональное выгорание. А в отношениях со значимыми людьми их теплое отношение важно.

Иногда настолько важно, что можно немножечко ослепнуть и не замечать места, которые отнимают много сил и ранят, и обращают к таким часто неподдерживаемым в обществе чувствам, как печаль, растерянность, злость, страх.

И вот, значит, каким-то магическим образом то, что еще вчера могло переживаться болезненно, куда-то девается и вдруг заменяются на "хорошо, что помирились, как же ты мне дорог, как мне с тобой хорошо" и прочие теплые чувства.

А болезненные эмоции никуда не деваются. Они выходят в психический астрал блуждать на задворках сознания и казаться чем-то странным и даже неадекватным. Поэтому ну его.

Другой вопрос, что потом они могут накопиться так, что будет либо большой взрыв, либо депрессия, либо еще чего-нибудь диссоциативное.

Но я сейчас про манипуляции.

В чем суть манипуляции в контексте границ?


Злость — это защитное чувство, указывающее на то, что человек переживает свои границы нарушенными. А когда посылают/предают/хамят она обычно присутствует. То есть на ту территорию, которую он считает своей, кто-то покусился без его согласия. Кто-то пришел и как бы заявил "я здесь (в твоих границах) хочу делать то, что я хочу без согласования с тобой. Теперь это мое".

И суть этой манипуляции обойти защитные препятствия, избежать прояснения отношений. Но если не прояснить где чья территория, где чьи интересы и не договориться про то, как взаимодействовать друг с другом, учитывая особенности каждого, избавит ли это от конфликтов в отношениях? Нет.

Это приведет либо к дистанцированию, причем, оба партнера могут делать вид, что у них все как прежде хорошо, хотя близости уже нет, один сквозняк в душе, либо к конфликтам с большим накалом, либо к тому, что территория одного, будет отдана без осознанного на то согласия. Собственная значимость для партнера упадет и усилится эмоциональная зависимость.

А как без манипуляции мириться в отношениях? Так же и послать можно друг друга и все развалится — спрашивает меня воображаемый собеседник.

А вот можно. Даже если нет сил прояснять все, можно обозначить честно свою позицию. Прояснять что-то при сильном накале страстей может быть действительно опасно, ибо страсти могут распалиться до деструкции и разрушений.

А четко обозначить свою позицию можно например так: "да, это трудное для меня место в наших отношениях, но сейчас я в растерянности и не знаю чего я хочу/я сейчас в очень сильных чувствах и боюсь наломать дров, поэтому отстранюсь на какое-то время/я чувствую свою обиду, но одновременно я чувствую, что ты мне важен(на)/да, наш последний диалог был трудным, но сейчас я хочу вот за это извиниться и вот об этом с тобой договориться".

В общем, если без манипуляций, то есть декларация своих границ, своей позиции/мнения/чувств касательно конфликта. Магия, когда что-то точно было, а потом оп — и как бы ничего и не было, обычно применяется тогда, когда хочется чего-то скрыть, спрятать, либо когда хочется засунуть голову в песок, что бы с чем-то пугающим или неприятным не встречаться.

И само узнавание этого места и своих импульсов (например, импульс поддержать видимость, что ничего не было) уже позволяет избежать расщепления. А значит сохранить целостность и найти творческое приспособление по части того, как обойтись со столь заковыристым местом в отношениях.

* * *

Ксения Аляева. Об одной магической манипуляции

http://psychologytoday.ru/…/ob-odnoy-magicheskoy-manipulya…/

Об одной магической манипуляции. манипуляции в отношениях, психология, длиннопост
Показать полностью 1
644
Дурман бездействия,как обойти защитные механизмы.
72 Комментария в Лига психотерапии  

Пост в Лигу Психотерапии,продолжение

начало тут http://pikabu.ru/story/durman_bezdeystviya_4950911

Дурман бездействия,как обойти защитные механизмы. психология, лень, прокрастинация, Защитные механизмы личности, путь к мечте, книги, длиннопост

Часть 2. Как обойти защитные барьеры



Внутреннее сопротивление — это сила, зато у нас есть мозг. Сеичас мы поучимся незаметно обходить преграды. Сначала нужно перехитрить защитныи рефлекс: пусть он думает, что победил. Когда успокоится и задремлет, мы вызовем из глубин подсознания другую силу, столь же мощную и столь же важную для самосохранения, как осторожность.


Два состояния разума


Даваите еще раз вспомним про «нирвану инерции». Прежде чем с неи бороться, нужно четко усвоить, как устроена эта защитная стратегия нашего организма. Вам случалось видеть сны, где вы пытаетесь проснуться, но никак не можете открыть глаза? Помните, как вас затягивало обратно в страну сновидении? Вырваться из этого состояния — все равно что преодолеть гравитацию: практически невозможно. Транс, в которыи мы впадаем по милости защитных рефлексов, очень похож на такои сон. Инерция — одно состояние сознания, а бурная деятельность — другое, полярно противоположное. Они отличаются друг от друга, как сон и бодрствование. «Нирвана инерции» деиствует на нас как дурная зависимость. К примеру, заядлыи курильщик не хочет избавиться от тяги к курению. Он неспособен этого захотеть и всего лишь мечтает испытать такое желание. Пытаться осуществить такую мечту — все равно что просыпаться во сне.


Однако те, кому удалось бросить курить, оглядываются на прошлую жизнь с изумлением. Им кажется, будто они много лет бродили в каком-то тумане и не сознавали, как хорошо им будет без табачнои зависимости. Нирвана инерции шутит с нами такие же злые шутки. Когда мы в нее впадаем, словно бы отключается память: мы забываем, как прекрасно бодрствовать. Если бы удалось напомнить себе все то, что осторожность вытесняет из нашего сознания!


Вообще-то способ есть. Ту же самую модель зависимости можно вывернуть так, что она сама развеет дурман бездеиствия. Природа оставила нам лазеику, дала шанс выити даже из самого глубокого ступора. Есть импульс, которыи достаточно силен, чтобы всерьез захотелось проснуться.

Показать полностью 2


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь